- Александр Васильевич, вы уже давно руководите Ханты-Мансийским округом. Еще с советских времен. Как вы оцениваете современную социально-экономическую ситуацию в округе?
- Новейшая история округа началась в 1993 году. Тогда он получил статус самостоятельного субъекта федерации. Тогда же, по сути дела, началась и новая эпоха в нефтедобыче. Связана она с приходом частного капитала. Начался новый этап в освоении края.
Сегодня Ханты-Мансийский округ обладает одним из самых высоких производственных и финансовых потенциалов. По объему промышленного производства округ занимает первое место в России - в прошлом году он составил четыреста сорок три миллиарда рублей, по производству электроэнергии - второе место, после Иркутска, по добыче газа - тоже второе, после Ямала, и по объему инвестиций - второе, после Москвы. Благодаря экономическому росту в последние годы в округе много строилось жилья, дорог - в том числе и за счет бюджетных средств. Тем не менее, проблем в социальной сфере пока еще предостаточно. Причина в том, что мы сегодня преодолеваем последствия прежней, я бы сказал потребительской, политики по отношению к краю, когда он считался территорией временного проживания, местом зарабатывания денег. Качественная медицина, образование, культура, спорт - все это считалось необязательным для временных работников.
Филипенко Александр Васильевич. В 1989-1991 годах - председатель Ханты-Мансийского окрисполкома, в 1991-1996 годах - глава администрации округа, с 1996 года по настоящее время - губернатор Ханты-Мансийского АО, а с 1999 года также председатель правительства ХМАО.
Но за последние годы ситуация кардинально изменилась: численность населения округа возросла в десять с лишним раз, по рождаемости он занимает третье место в России. Люди давно не живут здесь вахтовым методом. Они считают эту землю своей родиной. Естественно, им нужны более высокие социальные стандарты. Поэтому сегодня нам приходится семимильными шагами наверстывать упущенное.Цель - диверсификация экономики
- В Ханты-Мансийском округе добывается около шестидесяти процентов российской нефти. Понятно, что окружной бюджет держится на налогах нефтяных компаний. Вас не беспокоит зависимость благополучия округа от одной отрасли, тем более подверженной серьезным конъюнктурным влияниям?
- Я вам больше скажу. Восемьдесят пять процентов доходов дают предприятия топливно-энергетического комплекса и нефтянка. Бюджет очень чувствителен к любым колебаниям цен на нефть как на внешнем рынке, так и на внутреннем. Мы хорошо помним тяжелую ситуацию 1996.1998 годов, когда рубль был слишком дорогим, а мировые цены упали до девяти долларов за баррель. Мы смогли начать масштабные бюджетные инвестиции лишь в последние три года, когда стабилизировалась ситуация на нефтяном рынке.
Моноукладность экономики, перекос в сторону добывающих отраслей приводят к неустойчивости экономики округа. Тем более что запасы нефти не бесконечны. На крупных месторождениях, которые определяют динамику добычи нефти, в ближайшие годы будет выработано около шестидесяти процентов запасов. Так что сегодня мы должны думать о будущих поколениях и создавать для этого экономическую базу.
- За счет чего? Найдены новые приоритеты, которые позволят сделать экономику более устойчивой и прогнозируемой?
- Ханты-Мансийский округ - это не только нефть и газ. Это богатейшие лесные ресурсы, лишь незначительная часть которых сейчас используется. Это Приполярный Урал с месторождениями цветных и редких металлов, которые могут стать мощной базой развития металлургической промышленности. Это крупнейшие в мире запасы кварца высокого качества, пригодного для использования в высоких технология, например, радиоэлектронике.
- Понятно. Округ останется кладовой России.
- Нет, наша цель - улучшить структуру экономики, создать диверсифицированное производство с акцентом не на добычу и вывоз, а на глубокую переработку местного сырья, в том числе углеводородов. Это позволит ослабить зависимость от мировой конъюнктуры, получить новые источники доходов бюджета и обеспечить экономический рост нынешних депрессивных районов, решить там ряд социальных проблем и в первую очередь проблему занятости населения и развития трудовых ресурсов.
В округе разработана Концепция социально-экономического развития на срок до 2010 года, которая предусматривает создание крупных энергоемких производств по переработке углеводородного сырья и леса, разработку рудных ископаемых на основе интеграции с промышленным Уралом, развитие транспортных сетей и телекоммуникаций, без которых невозможно эффективное освоение территории. Мы хотим создать новые хозяйственные связи, выйти на российский рынок с конкурентоспособной продукцией.
- А кто будет финансировать эти программы? Есть ли инвесторы?
- Сегодня девяносто процентов инвестиций в промышленности - это собственные средства предприятий ТЭК. За последние два-три года они получили достаточную прибыль за счет благоприятной конъюнктуры мирового рынка и теперь много вкладывают в разработку новых месторождений, в нефтедобычу, в технологии. Иностранные инвестиции в отрасль - это, как правило, связанные инвестиции, привлеченные через партнеров нефтяных компаний.
Если же говорить не о топливно-энергетическом секторе, то здесь активным инвестором выступают окружной бюджет и внебюджетные фонды. У нас есть региональный государственный Фонд поколений, Ханты-Мансийский фонд регионального развития, сформированный из внебюджетных источников с участием нефтяников, целевой бюджетный фонд, Фонд поддержки малых предприятий. Их средства направляются на финансирование приоритетных для округа программ. За счет кредитов из бюджета развития (в прошлом году он составлял пять миллиардов рублей, в этом - восемь миллиардов) проведена модернизация основных фондов крупных леспромхозов, строится несколько заводов по производству современных конструкционных материалов из дерева и отходов древесины.
Поверят - придут
- Неплохо. Но, как я поняла, иностранный капитал пока мнется в нерешительности.
- Мы рассчитываем на то, что, открыв свои стратегические цели и предложив инвесторам хорошо проработанные бизнес-планы приоритетных для округа проектов, мы сможем привлечь прямые инвестиции в экономику. Сегодня мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами и напрямую, и через финансовых посредников, в роли которых выступают банки и фонды. В ближайшем будущем планируем выйти на рынок заимствований, разместив облигационный заем на три миллиарда рублей. Международной рейтинговой компанией Standard & Poor`s присвоен кредитный рейтинг В+. Привлечению инвестиций служит и форум "Россия: нефть, энергия, прогресс", состоявшийся в середине марта в Ханты-Мансийске. Это наш первый большой "выход в свет", когда мы широко представили потенциал округа и возможности для бизнеса. Мы считаем, что у округа высокие конкурентные преимущества: выгодное территориальное положение на пересечении транспортных путей, природные, кадровые и производственные ресурсы, окружное законодательство защищает права и интересы инвесторов, система льгот для инвесторов и другие стимулы со стороны власти.
- А как же отношения с властями Тюменской области, в состав которой входит Ханты-Мансийский округ? Не беспокоит ли потенциальных инвесторов некоторая неясность ваших отношений с Тюменью?
- Все изменилось. Еще недавно отношения между нами действительно были напряженными. Теперь мы партнеры. Ханты-Мансийский округ даже вкладывает средства в создание предприятий на юге Тюменской области. Более двухсот миллионов рублей инвестировано в модернизацию Боровской птицефабрики, построен комбикормовый завод, налажено производство по переработке зерна. Эти предприятия со временем могут образовать крупный птицеводческий холдинг. Еще один большой инвестиционный проект - завод по производству лекарственных препаратов. Вкладываем мы деньги и в алкогольную промышленность. Эти отрасли производства на юге развивать выгоднее, чем на севере: сырье дешевле, издержки ниже. Ресурсы округа участвуют в формировании регионального фонда поддержки предпринимательства, за счет которого кредитуются малые предприятия юга Тюменской области.
Единая и неделимая
- Тюменская губернаторская тройка -. вы, Сергей Собянин (Тюмень) и Юрий Неелов (Ямало-Ненецкий АО) - выступает против дробления "Тюменьэнерго" на ряд самостоятельных предприятий, как это предусмотрено реформой энергосистем. В частности, вы против выделения "Тюменьэнерго" из общей структуры генерирующих производств. Чем же реформа по планам руководства РАО вредна энергетике региона?
- В ходе предстоящей реформы РАО "ЕЭС России" нас больше всего беспокоит проблема тарифообразования и ее последствия для экономики округа. В структуре себестоимости нефтедобычи электроэнергия занимает существенную часть и, соответственно, влияет на рыночную стоимость нефти. Тарифная политика, которую сегодня проводит "Тюменьэнерго", учитывает экономические интересы региона. С 1 января 2002 года компания продлила действие тарифов на электрическую и тепловую энергию для всех групп потребителей. Последний раз повышение тарифов производилось в апреле 2001 года, и "Тюменьэнерго" имела право ежеквартально увеличивать тариф на электроэнергию для населения на двадцать пять процентов. Однако правом этим не воспользовалась. Дробление "Тюменьэнерго" приведет, на наш взгляд, к увеличению стоимости электроэнергии. При этом региональные власти вряд ли смогут оказать влияние на тарифную политику генерирующих станций. В результате повысится цена нефти на внутреннем рынке, а из-за роста себестоимости нефтедобычи снизится конкурентоспособность наших компаний на рынке внешнем.
Это одна сторона проблемы. Вторая - реорганизация "Тюменьэнерго" не позволит нам реализовать ряд важных для округа проектов по реконструкции генерирующих мощностей ГРЭС-1 и ГРЭС-2 в Сургуте и строительству второго энергоблока Нижневартовской ГРЭС. В результате реконструкции этих станций мы увеличили бы производство электроэнергии на семьдесят-восемьдесят процентов. Причем дешевой энергии, сопоставимой по себестоимости с той, которую вырабатывают атомные станции. Мы за то, чтобы обеспечить устойчивое энергоснабжение территории, на которой добываются примерно шестьдесят процентов российской нефти. Цена ошибки может быть слишком высокой для отрасли.
Наконец, мы хотим сохранить ту налоговую базу предприятий энергетики, которую сейчас имеем, и ту социальную сферу, которую финансируют эти предприятия.
Мы готовы инвестировать средства при поддержке нефтяников в создание на территории округа собственной энергетической компании. Это позволит сформировать конкурентную среду на рынке электроэнергии. Сейчас вместе с руководством РАО ЕЭС мы обсуждаем все аспекты реформирования "Тюменьэнерго" с тем, чтобы защитить приоритеты региона.
Ханты-Мансийск