Макроиндикаторы

Александр Ивантер
первый заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
1 апреля 2002, 00:00

Сложились все предпосылки для возобновления роста российской экономики

Вот-вот

В феврале после четырехмесячного непрерывного снижения интенсивность промышленного производства немного выросла: среднесуточный выпуск промышленной продукции увеличился на 0,7% (здесь и далее сезонность устранена). Конечно, еще трудно разделить оптимизм экспертов Минэкономразвития, заявивших в комментарии к февральским статданным, что рецессия в промышленности уже преодолена, - но предпосылки для этого складываются. Постепенно формируется механизм экономического роста, действующий в условиях укрепляющегося рубля и невысоких мировых цен на нефть.

Согласно опросам ИЭПП, рост производства в феврале не был обеспечен адекватным подъемом спроса. Предприятия наращивали запасы готовой продукции в расчете на достаточный всплеск спроса в ближайшие месяцы.

Пока что главными очагами роста остаются сырьевые отрасли, прежде всего нефтяная промышленность и черная металлургия. Однако даже и в них не все гладко. В нефтяной промышленности налицо острый дисбаланс между производством и спросом. Перепроизводство достигло крайних форм, что выражается в резком сокращении внутренних цен на нефть и нефтепродукты. В случае выполнения обязательств перед ОПЕК о неувеличении экспорта и пролонгации этих обязательств на третий квартал производственные и инвестиционные программы большинства отечественных нефтяных компаний будут подвергнуты корректировке в сторону понижения.

В черной металлургии экспорт также имеет тенденцию к снижению. Перспективы же расширения внутреннего спроса на черные металлы определяются прежде всего инвестиционной активностью, которая пока не очень высока. Сегодняшнее оживление производства в черной металлургии базируется в основном на импортзамещении - сокращении импорта черных металлов и труб из стран СНГ (примерно вдвое по сравнению с началом прошлого года).

Единственный несырьевой очаг роста в промышленности в январе-феврале - пищевая индустрия. Расширение выпуска здесь корреспондирует с увеличением реальных доходов населения и потребительского спроса на продукты питания (по непродовольственным товарам спрос пока что снижается). Согласно уточненным данным Госкомстата, прирост реальных доходов населения составил в январе 1,7%, в феврале - 2,2%. Похоже, начинается новая волна расширения реальных доходов, аналогичная той, которая сыграла решающую роль в прошлогоднем промышленном подъеме.

В сфере инвестиций ситуация остается неопределенной. Устойчивый рост инвестиций остановился в ноябре, в январе они сильно провалились, в феврале изменились незначительно: капиталовложения выросли всего на 1,6%, а объем подрядных строительных работ сократился на 0,9%.

Динамика экспорта определяется прежде всего конъюнктурой мирового рынка энергоносителей. Цены на нефть в марте 2002 года окончательно выбрались из осенне-зимней ямы, достигнув уровня 21,4 доллара за баррель (по российскому сорту Urals; в ноябре прошлого года среднемесячная цена составляла 18,1 доллара за баррель, в декабре и январе - 18,3 доллара, в феврале - 18,7 доллара). Сохранение этой тенденции позволит повысить оценку стоимостных объемов экспорта нефти в текущем году до 22 млрд долларов - тем не менее это на 10% не дотягивает до прошлогоднего уровня. Параллельно с ростом цен на нефть прослеживается тенденция улучшения конъюнктуры и на других мировых сырьевых рынках. Так, к середине марта по сравнению с концом прошлого года более чем на треть выросли цены на алюминий, на четверть - на никель, на 20% - на медь. Это может привести к перелому сложившейся в конце прошлого года тенденции снижения экспорта цветных металлов.

В начале года стабилизировался стоимостной объем импорта при сохраняющемся росте его физического объема - исключительно за счет роста ввоза потребительской продукции (изделий легкой и пищевой промышленности и сельхозтоваров). Импорт машинотехнической продукции, напротив, сейчас испытывает спад. Возможно, причиной этого является стагнация инвестиций.

В феврале и марте инфляция резко замедлилась. После январского скачка в 3,6% темпы прироста потребительских цен вернулись на стабильный уровень 1-1,3% в месяц. На рынке промышленной продукции цены остаются в среднем стабильными с августа прошлого года - рост цен в одних отраслях (ценовыми лидерами в начале года были газовая промышленность и цветная металлургия) компенсировался стабилизацией и снижением цен в других (максимальный масштаб снижения цен вследствие затоваривания внутреннего рынка затронул добычу и переработку нефти).

Развитие денежно-кредитной сферы характеризуется двумя ключевыми тенденциями: достаточно быстрым снижением номинального обменного курса рубля (в результате чего рубль в реальном выражении остается более или менее стабильным) и сжатием реального объема денежного предложения.

Предложение валюты на внутреннем рынке, сократившееся осенью прошлого года в связи с падением мировых цен на нефть, стабилизировалось на новом, более низком уровне. Параллельно наметилась тенденция снижения спроса на валюту как со стороны государства ("окошко" в интенсивности графика платежей по внешним долгам), так и частного сектора (утихание инфляционных ожиданий и сокращение чистого оттока капитала). В результате ЦБ РФ перешел от чистых продаж валюты на внутреннем рынке к ее чистым покупкам, что немедленно отразилось на динамике официальных валютных резервов. Если в течение октября-января они последовательно сокращались (в общей сложности на 1,8 млрд долларов), то на протяжении февраля-марта наблюдается их рост - по 500 млн долларов за февраль и первую половину марта соответственно. При этом политика ускоренного снижения номинального курса рубля не претерпела изменений. За февраль и март курс снижался на 0,8% в месяц - то есть со средним темпом четвертого квартала.

Несколько изменилась и политика ЦБ в области денежного предложения. Речь идет о жестком ограничении денежной эмиссии, наметившемся еще в четвертом квартале прошлого года вследствие необходимости подавления инфляции и скачка спекулятивного спроса на валюту как в безналичном, так и в наличном сегментах (ноябрь-декабрь 2001 года). Последние полгода номинальный объем денежной базы стагнирует, что означает заметное сокращение ее реального объема. При этом, несмотря на фактическую приостановку рублевой эмиссии, номинальный объем денежной массы (М2) продолжает устойчиво расширяться (в реальном выражении он остается на стабильном уровне). Таким образом, в настоящее время происходит неэмиссионный рост денежной массы, опирающийся на высокую кредитно-депозитную активность банковской системы. Начиная с октября прошлого года банковские кредиты увеличиваются на 3,9% в среднем за месяц, что служит важнейшим неэмиссионным источником пополнения средств на счетах предприятий.

При подготовке статьи были использованы материалы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)