Жернова концентрации

Галина Костина
1 апреля 2002, 00:00

После приватизации хлебозаводов мукомольный рынок поделят между собой несколько крупных интегрированных компаний

Прошлогодний высокий урожай зерновых в России тяжелее всего сказался на мукомольной отрасли. С начала зернового года цены на муку упали почти на 20%. "Производители зерна тоже не в восторге от падения цен, - говорит председатель совета директоров компании 'Русагрокапитал' (ей принадлежат пять комбинатов хлебопродуктов) Яков Шляпочник, - но они в отличие от мукомолов всегда имеют приличную маржу - минимум шестьдесят процентов. В нашей же отрасли у самых преуспевающих сейчас рентабельность упала до одного-двух процентов. Часть мельниц вообще остановилась, и некоторые из них вряд ли поднимутся, разве что за счет административных мер".

Первый раз мукомолы столкнулись с перепроизводством в 1998 году, но их спас финансовый кризис. Тогда тоже был богатый урожай - просто народ сметал с прилавков как саму муку, так и макароны. Сейчас же, напротив, с повышением покупательной способности мы начинаем есть больше мяса и меньше мучного. Последние пару лет спрос на муку колеблется в пределах 11-12 млн тонн в год; мощности же российских комбинатов хлебопродуктов (а их в стране около 400) рассчитаны более чем на 20 млн тонн.

Рынок очень конкурентный: каждый производитель старается проникнуть за пределы своего региона, а некоторые регионалы - из тех, у кого скопились большие запасы, - и вовсе демпингуют. Как поведал представитель одной зерновой компании, в Москве мельничные комбинаты (по негласному распоряжению) могут принимать зерно не ниже 3-го класса. Мукомолы же из регионов делают сейчас большие объемы не по ГОСТу а по ТУ (техническим условиям), используя смесь зерна 3-го и 4-го класса. Естественно, их цены существенно ниже.

От дешевого хлеба до эклеров

Казалось бы, при такой классической ситуации, когда предложение превышает спрос, слабые игроки должны активно выбывать, а сильные - интегрироваться. Но этого не происходит. "Дело в том, что мукомолы работают уже в рыночной среде - почти все комбинаты хлебопродуктов приватизированы, - говорит Яков Шляпочник, - а их основной потребитель - хлебозаводы - в полурыночной. Большинство из них либо полностью государственные, либо имеют различные госпакеты. А это не побуждает их работать по-рыночному".

По словам другого производителя муки, многие хлебозаводы не склонны показывать свою прибыль, и им выгоднее работать с несколькими мелкими поставщиками (порой ими же созданными), которые покупают у мельниц муку по низкой цене, а хлебозаводам продают по высокой. Как ни странно, это возможно: дело в том, что цена хлеба отнюдь не снижается вслед за ценой муки. У нас принято держать цены на хлеб - это вопрос политический - и администрации регионов строго следят за тем, чтобы цена не повышалась. Правда, и понижения власти тоже не требуют, поскольку потом, скажем в неурожайный год, трудно будет объяснить народу ее повышение. Таким образом, в этом году основная прибыль в цепочке зерно-мука-хлеб остается либо у зерновиков, либо у мелких оптовиков, а часть ее, вероятно, перетекает в карман директоров хлебозаводов. Безусловно, оговорился мукомол, просивший его не называть, есть немало хлебозаводов, которые стараются работать честно и вкладывать прибыль в модернизацию производства. В конце концов, эта тенденция будет набирать силу - ведь руководство хлебозаводов должно понимать, что вечно работать на собственный карман у них не получится, что выживут только те, кто уже сейчас проводит реконструкцию и расширяет ассортимент. Тем не менее ускорить этот естественный, но затяжной процесс может только одно - государство должно наконец окончательно приватизировать хлебозаводы.

При этом часть предприятий может быть куплена крупными интегрированными структурами; другие же образуют крупные горизонтальные хлебные компании - путем слияния и поглощения. Концентрация и усиление конкуренции приведет к существенному изменению структуры производства хлебозаводов. Они начнут формировать свой "портфель" по-новому: часть продукции - несколько дешевых сортов хлеба - будет выполнять социальный заказ, а центр прибыли переместится на ассортиментное разнообразие - от булочек с минералами и витаминами для здорового питания до тортов и пирожных со взбитыми сливками.

Мукомольная интеграция

На фоне плохой конъюнктуры группа "Альфа-Эко" покупает один из крупнейших московских мельничных комбинатов "Сокольники". Как можно объяснить этот на первый взгляд рискованный шаг? Некоторые владельцы региональных мельниц или комбинатов хлебопродуктов рассчитывают на то, что следующий урожай по традиции не будет таким же высоким, как в прошлом зерновом году. Но эти резоны вряд ли могут играть решающую роль. Сейчас, когда в зернопроизводство пошли крупные холдинги, урожай будет зависеть в меньшей степени от погоды и в большей - от умелого управления и жесткого соблюдения технологий. Вертикально интегрированным структурам (к которым в определенном смысле можно отнести и "Альфа-Эко") выживать при плохой конъюнктуре легче - во-первых, у них есть другие источники прибыли, во-вторых, они могут инвестировать средства в новые мельничные технологии.

Многие мукомолы считают, что выход - в интеграции именно с зерновой и хлебопекарной отраслями, поскольку приличная маржа появляется либо при производстве зерна, либо при производстве хлеба. Причем такая интеграция под силу лишь крупным компаниям. Например, для "Русагрокапитала" поход в сельское хозяйство сейчас невозможен - это требует приличных вложений и менеджерских ресурсов. Покупать хлебозаводы, даже на приемлемых условиях, тоже смогут не все. объемы одной мельницы средних размеров требуют приобретения примерно пяти-шести (а то и больше) хлебозаводов. Поэтому продлить цепочку от мельниц до хлебозаводов пробуют только крупные компании.

Другой выход - пытаться влиять на оптовый рынок муки, стимулируя создание крупных торговых компаний. Поскольку этот процесс сдерживается нерыночной позицией хлебозаводов, формирование крупных оптовиков, вероятно, может затянуться. Реальным в нынешней ситуации представляется другой путь -снижать издержки и расширять ассортимент за счет модернизации. Коммерческий директор компании "ОГО-Агроинвест" Игорь Опалев полагает, что нужно расширять ассортимент под конкретного производителя - для производства кондитерских изделий, разнообразного хлеба, баранок выпускать фасованную муку (от 2 до 25 кг), для оладий - блинную и так далее. "Пока хлебозавод не готов платить за разнообразие. Его не интересует разница показателей клейковины в два-три пункта. А эта разница заложена в ГОСТе, - говорит Игорь Опалев. - И все же через несколько лет и хлебопеки начнут бороться за качество и разнообразие выпечки".

Руководитель продовольственного департамента группы компаний "Альфа-Эко" Александр Бабиков также считает, что мукомолам поможет либо вертикальная интеграция, либо расширение ассортимента. "Мы в сельское хозяйство не идем, но имеем своих зерновых трейдеров. Наш путь - более глубокая переработка. Мы будем выпускать готовый к реализации в розничных сетях продукт - фасованную муку, да еще с устоявшимся и популярным брэндом. Есть идея выпускать и другие готовые к продаже продукты из зерновых, например сухие завтраки".

Многие участники рынка говорят о том, что концентрация на рынке уже потихоньку происходит, причем, как правило, силами холдингов. Одиночным производителям муки будет все труднее конкурировать с корпоративными структурами. Пока у некоторых из них есть преимущества - в комбинат хлебопродуктов традиционно входят комбикормовые заводы. И если менеджмент управляет КХП достаточно грамотно, даже эта небольшая диверсификация позволит какое-то время оставаться на плаву. Коренным образом ситуация изменится после приватизации хлебозаводов - тогда на рынке останутся только крупные вертикально интегрированные компании.