Мода на молодость

1 апреля 2002, 00:00

Дебютанты сегодня востребованы как никогда. Только в этом сезоне начинающие режиссеры "засветились" во многих ведущих театрах Москвы. Поощряются и ранние актерские дебюты.

В "Ромео и Джульетте" - свежей премьере Театра имени Пушкина - три главные роли отданы третьекурсникам Школы-студии МХАТ. Первый спектакль нового худрука Романа Козака, поставленный им на большой сцене театра, - это программный шаг. Юные, непосредственные, еще не набравшиеся ремесленных штампов студенты должны встряхнуть сонную труппу Пушкинского театра. А шекспировская трагедия, разыгранная в духе тинейджеровской тусовки, - привлечь молодого зрителя, самого активного потребителя зрелищ. Расчет пока не оправдался. Молодежь заметно переигрывает скучноватых старших коллег. А билеты на премьеру, судя по всему, распространяли по школам. Подростки, никогда не читавшие Шекспира, реагировали на происходящее весьма своеобразно. Гоготали в самые трагические моменты. Финальное самоубийство Джульетты и вовсе вызвало неслыханную бурю восторгов. Неудивительно. Ведь с самого начала детям пообещали развеселое дискотечное зрелище. По сцене носились толпы юных веронцев (тоже студенты Школы-студии). Велись петушиные бои с привлечением бутафорских птиц. Катались разноцветные обручи, взлетали сверкающие булавы. Ромео и Джульетта объяснялись в любви на летающей веревочной лестнице. Конечно, были и драки - подлая уличная поножовщина. Но смерть на карнавале казалась ненастоящей. И когда во втором действии спектакль попытался перестроиться на серьезный лад, подростки расценили это как пародию на трагедию.

Так что студентам Козака предстоит освоить еще одну театральную дисциплину. Не так-то просто научиться не идти на поводу у ехидного зала. Умение побеждать и отстаивать себя - такое же профессиональное качество, как актерские или режиссерские навыки. Без него театральная мода на молодость - явление незначительное и преходящее.