Фестиваль "Дизайн и реклама", прошедший в ЦДХ уже в восьмой раз, безусловно, одно из крупнейших событий для рекламного и дизайнерского мира России. Год от года выставка меняется - ведь меняются как взаимоотношения рекламы и креатива, так и представления рекламистов о своем бизнесе.
У фестиваля этого года две характерные черты. Во-первых, рекламисты и дизайнеры осознали, насколько важна для них грамотная выставочная политика, а потому не пожалели денег на свои экспозиции. Теперь они поражают воображение посетителей не объемными широкоформатными наружниками, а тем, что на их стенде можно почти по-настоящему поиграть в гольф, как у компании Linia Grafic. У Typo Graphic Design вместо стенда - пусковая площадка для бумажных самолетиков, которые каждый желающий может смастерить себе из рекламных листовок. Все это приятно: ведь раньше агентства основным предметом продажи и рекламирования считали свои технологии и возможности, теперь же главное - сама экспозиция, выставочная идея. И это, безусловно, прогресс.
Во-вторых, на фестивале практически не было персональных стендов дизайн-бюро. Они либо разрастаются, либо прирастают к крупным компаниям. В одиночку же на выставку они не тянут, что и доказывает хилая на общем фоне экспозиция клуба "Портфелио". Этот процесс "слияний и поглощений" свидетельствует о том, что братство графических дизайнеров практически распалось, и чистый, финансово не поддержанный креатив больше не существует. Впрочем, так и должно быть: чистый креатив - это пар, который спускает разгоряченный, готовый взорваться паровоз рекламной и дизайнерской индустрии. У нас же рынок рекламы еще не настолько разгорячился, чтобы ему было что "выпускать". С этим пока нужно смириться. Равно как и с тем, что у отечественной рекламы нет исторического прошлого.
Правда, на фестивале историческую брешь пытались закрыть два специальных проекта - "Парижский музей рекламы Клода Вейля" и "Коллекция антикварных рекламных открыток Вадима Куликова". Идейно обе экспозиции - сестры-близнецы. С той лишь разницей, что Вейль начал собирать рекламные открытки прошлого и позапрошлого века тридцать лет назад, а Вадим Куликов - пять. Эти старые вещи создают видимость привитости новонасажденного в России рекламно-дизайнерского древа к его европейским корням.