Режиссер питерского БДТ Григорий Дитятковский решил отказаться от модного в последнее время подхода к классическим пьесам. Он не стал "оживлять" старинный текст, придумывая, в помощь актерам, психологические и бытовые детали и ненавязчиво осовременивая сюжет. Расиновскую "Федру" он поставил по всем канонам декламационного театра.
Актеры читают получасовые монологи - с чувством, с толком, с расстановкой. Соблюдают цезуру, со вкусом раскатывают гласные, бесстрашно оперируют архаичными словами. Возводят очи горе, опускают их долу, помавают дланями, клонят главы. Единственная уступка Дитятковского публике - это хореографические миниатюры в стиле придворных балетов, которые неспешно и величаво разыгрывают герои. Еще одно отступление от античных канонов - прозрачные колонны: слуги просцениума то ставят их на попа, то кладут, то перекатывают. Колонны доставляют артистам массу хлопот. Наверное, между собой слуги просцениума называют их не иначе как бревнами с ленинского субботника. Танцами и колоннами список развлечений исчерпывается.
"Федра", без сомнения, высокохудожественное зрелище, но оно заставляет зрителя сполна заплатить за свою культурность. Ах, ты такой интеллигентный? - то и дело спрашивает зрителя Дитятковский. - Ну так вот тебе тирада на французском языке. Сообщая о смерти кого-нибудь из героев, Вестник, для пущей изысканности, переходит на французский. Кстати, все трагические известия он докладывает в рупор-"матюгальник". Ах, ты такой образованный? - злорадствует Дитятковский. - Так вот тебе грим а-ля Коонен, мизансцены а-ля Таиров, музыка Палестрины и позы персонажей, которые за время спектакля успевают изобразить, кажется, все античные статуи - от поликлетовского Дорифора до праксителевского Гермеса.
"Федра" претендует на "Золотую маску" в четырех номинациях: "Лучший спектакль", "Лучшая режиссура", "Лучшая работа художника" и "Лучшая актерская работа". В первых двух шансы ее невелики. Художник Марина Азизян могла бы надеяться на награду, да колонны мешают. Марина Игнатова, претендующая на "Маску" за лучшее исполнение женской роли, безнадежно проигрывает фаворитке гонки Галине Тюниной, но сохраняет достоинство - читает текст важно, заламывает руки красиво. На всем протяжении "Федры" Дитятковского живописность борется со скукой и побеждает с минимальным перевесом. Впрочем, в БДТ этот имперский стиль должен прийтись ко двору.