Новую редакцию конституции Татарстана приняли во втором чтении депутаты Госсовета республики. Пересмотреть основной закон они были вынуждены после того, как Конституционный суд РФ указал на его несоответствие федеральному законодательству и дал полгода на правку. В прежний текст внесено несколько сотен изменений, однако в нем сохранились положения, отмены которых уже давно добивается Кремль, - о государственном языке и гражданстве; в вопросе же суверенитета татарские депутаты пошли лишь на небольшую уступку.
Документ вводит в Татарстане право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести. Запрещены цензура и законы, отменяющие права и свободы человека и гражданина. Существенные изменения появились в разделе "Организация государственной власти": пост президента одно и то же лицо не сможет занимать более двух сроков подряд. А количество депутатов парламента уменьшается почти в три раза: если сейчас их 130, то по новой Конституции будет 50. Причем и депутатом, и президентом может стать гражданин не только Татарстана, но и Российской Федерации.
В новой редакции отсутствуют многие статьи и даже разделы, связанные с понятием "государственный суверенитет". В частности, нет статьи 61, гласившей, что "Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с РФ на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения". Теперь статус республики обозначен как "демократическое, правовое, социальное государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией РФ, конституцией Республики Татарстан и Договором РФ и Республики Татарстан". Но это не совсем то, чего хочет Москва, поскольку платформой для объединения с Россией татары по-прежнему считают пресловутый договор, в котором прописан привилегированный статус республики по сравнению с другими субъектами РФ.
На маленькую уступку депутаты пошли и в вопросе гражданства Татарстана. Оно продолжит свое существование, но согласно документу граждане республики одновременно являются и гражданами РФ. Президент Минтимер Шаймиев утверждает, что гражданство Татарстана "никаких реальных правоотношений в жизни не регулирует", но сохранить его нужно. Он выстраивает следующий силлогизм: "Татарстан - это республика, республика - это форма государства, опирающаяся на волю народа, а раз есть государство, то должно быть и гражданство". В вопросе о государственном языке Шаймиев оказался непреклонным: этот статус по-прежнему имеют татарский и русский.
Второе чтение законопроекта прерывалось выступлением прокурора республики Кафиля Амирова, заявившего, что и новый текст вызывает множество нареканий. Он предупредил о намерении опротестовать спорные положения, если парламент проигнорирует его замечания, однако депутаты решили оставить их без внимания до третьего чтения. Многие считают, что Госсовет просто тянет время. Приняв новый основной закон, он формально выполнит судебные требования, и новые выпады со стороны федеральной власти могут последовать только через полгода. А к тому времени настанет череда выборов, Кремлю нужно будет заручиться поддержкой региона, и он не станет придираться "по мелочам".