В начале 1945 года группа немецких эмигрантов обратилась к Томасу Манну с просьбой использовать весь свой авторитет, чтобы предостеречь союзников по антигитлеровской коалиции от навязывания Германии "несправедливых и неразумных" условий мира. Старик ответил отказом, аргументировав его примерно так. Да, условия мира могут оказаться неразумными (от чего, мол, будем надеяться, нас упасет мудрость союзников), но никаких несправедливых для Германии условий - после всего того, что она натворила за годы Третьего рейха, - просто-напросто нельзя вообразить.
Точно так же разгром думских левых, когда на совершенно ровном месте у коммунистов отняли руководящие посты во всех комитетах, ни при какой погоде не назовешь несправедливым - после всего того, что на их послужном счету числится (один из думаков так прямо и залепил в телевизор: Учредительное собрание разогнали? Так теперь и сами не жалуйтесь!). А вот неразумным этот разгром, боюсь, все-таки является.
Но прежде всего, конечно, он непристоен, причем непристоен сознательно: у атакующих был способ добиться примерно того же результата с соблюдением приличий. Сегодня в Думе масса квазиодинаковых комитетов (по международным делам - и по делам СНГ, по экономической политике - и по кредитно-финансовым организациям и проч.). В каждой из таких пар один глава комитета - центрист, другой - коммунист. Вот бы и слить эти пары, убрав "других"! И КПРФ точно так же лишалась всех ключевых комитетов. Ликвидация дублирования в структуре Думы - неубиенный и абсолютно приличный аргумент. Но по этому пути не пошли, чему есть сразу два объяснения. Есть гласное: не захотели ломать прохождение законопроектов. И есть похожее на правду: не смогли заставить себя уничтожать номенклатурные вакансии (как Никулин в "Операции Ы": "Водку? Разбить? Своими руками? Да я тебя сейчас...").
В результате атаку на коммунистов пришлось аргументировать непристойно: они, мол, препятствовали скорейшему прохождению правительственных законопроектов. Но простите, таких вещей вслух не говорят. Это же все-таки не совсем юротдел Кремля, это в каком-то смысле еще и парламент - препятствовать прохождению проектов, которые депутат считает неправильными, - его прямая обязанность... Так единороссы публично заявили, что преследуют левых за инакомыслие. Неизящно.
Мне скажут: какие нежности при нашей бедности! Было бы на пользу, а запашок-то развеется... Так я с того и начал: как-то не похоже, что это - на пользу. Кабы известно было, что имеется абсолютно гениальный пакет законопроектов, который теперь, без коммунистических помех, будет быстро принят - и в стране наступит счастье, тогда ладно. Но ведь известно, напротив, что такого пакета не просто нет, но и не предвидится, - значит, увы, приходится считать политические варианты. И счет этот выходит, мне кажется, безрадостным.
Данные последних социологических опросов действительно неприятны: явное снижение электоральной поддержки единороссов издевательски оттеняется неколебимыми, а то и растущими рейтингами КПРФ. Но ведь только ленивый - и притом очень ленивый - не повторил за эти дни очевидного: думский разгром неизбежно добавит коммунистам популярности. А единороссам, кстати, никоим образом не добавит. Да, у КПРФ отнимут возможность использовать Думу как собственный электоральный штаб - по некоторым оценкам, это равнозначно вычитанию из партийной кассы ста миллионов долларов. Но едва ли свежая аура гонимости не перекроет этой потери "в разы". Разговоры о том, что лишенные административных рычагов в Думе коммунисты "маргинализуются" и будут забыты своим электоратом, просто смешны: сомневаюсь, что средний избиратель КПРФ даст хоть ломаный грош за то, контролируют его любимцы комитет по экономполитике или не контролируют.
Иные аналитики тут же объяснили, что думский переворот - это только начало. Что вслед за ним намечен целый ряд шагов, приводящих к расколу КПРФ надвое: на вменяемых социал-демократов - и не идущих в счет экстремалов вроде анпиловцев (совет Думы в четверг уже поставил в повестку вопрос о запрете КПРФ). Что ж, давай Бог. Если все так и случится, я буду чрезвычайно рад. Но, во-первых, я ведь и за неколотых коммунистов голосовать не собирался. А во-вторых, не очень мне верится в осуществимость этой затеи: у нас и менее сложные комбинации не проходили, а это - по меньшей мере трехходовка, да не из самых простых. Притом надо ясно понимать: если операция раскола коммунистов будет проведена с той же грацией, как давеча в Думе, если она будет так же явно казаться неспровоцированной агрессией, то на следующих выборах в депутатском корпусе окажутся и анпиловцы.
А напоследок совсем уж мрачное соображение. Не исключено, что отмеченные несообразности допускаются почти или даже совсем нарочно. Может быть, на снижение рейтинга пропрезидентской партии и даже - страшно молвить! - самого президента решено ответить привычным маневром: инсценировать возрождение несуществующей, а потому заведомо неопасной угрозы коммунистического реванша - мол, спасаясь от этого чудища, избиратель хоть к единороссам, хоть к кому в объятия кинется. Если так, то дело плохо.
Плохо потому, что вместо неопасной угрозы очень велик шанс получить угрозу смертельно опасную. Иммунитета против коммунизма России все-таки еще надолго хватит; иммунитета против нацизма у нее нет. Где гарантия, что место привычной и ничему не мешающей зюгановской КПРФ после перетряски недовольных не займет какая-нибудь новая НСДАП? Серия убийств инородцев намекает именно на это. Вот, говорят, Кремль озабочен новой волной региональной фронды: мол, главы регионов опомнились после порки 2000 года и снова катят на президента. А откуда известно, что губернаторы будут разыгрывать левацкую карту, а не нацистскую?
Нет, зря ребята все это затеяли.