Последний рецепт

Павел Быков
15 апреля 2002, 00:00

Экономические проблемы и растущие амбиции Китая подталкивают Японию к милитаризации. США постараются предотвратить подобный сценарий

Япония готовится к гонке вооружений. Заявления японских политиков становятся все агрессивнее, а общественное мнение все больше склоняется к тому, чтобы снять с себя законодательные ограничения в военной сфере. В начале апреля лидер оппозиционной либеральной партии Итиро Одзава в весьма воинственных выражениях заявил о необходимости создать собственное ядерное оружие в противовес "растущей китайской военной мощи". Подобные заявления очень хорошо отражают настроения в обществе. Опросы свидетельствуют, что более половины японского населения поддерживает идею о внесении изменений в "пацифистскую" конституцию страны. В частности, 42% японцев выступают за отмену 9-й статьи, согласно которой "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров". Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми недавно даже обратился к парламенту с просьбой предоставить ему расширенные полномочия (подчинение местных властей, префектур, отдельных городов, а также контроль над общественными организациями и т. п.) - "на случай нападения на Японию или при угрозе такого нападения".

Если так пойдет и дальше, то уже в ближайшие годы Япония может стать полноценной военной державой и обзавестись собственным ядерным оружием. Все необходимое для этого готово давно. Японские "силы самообороны" являются одной из самых мощных и технически оснащенных армий в мире. В стране создан эффективный военно-промышленный комплекс, а японская ядерная энергетика - одна из наиболее развитых. Чтобы зафиксировать свой реальный статус, японцам не хватало лишь политической воли. Однако в нынешней обстановке недостаток решимости может быть легко восполнен в любой момент, поскольку развитие событий в мире и в самой стране подталкивает Японию к милитаризации.

Всех сильней

Де-факто Япония уже давно является одной из самых мощных военных держав мира. Относительно небольшая численность японских вооруженных сил (армия, авиация и флот - около 250 тыс. человек) не должна вводить в заблуждение. Соотношение между числом военнослужащих и общим количеством населения здесь примерно такое же, как в США. К тому же для островного государства такой армии более чем достаточно. Что касается технического оснащения, японская армия (прежде всего авиация и флот) - одна из самых передовых в мире (см. таблицу). Сами американцы признают, что из ВС всех своих союзников армия Японии наиболее приспособлена для ведения совместных военных операций. Заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж недавно оценил разрыв между США и Японией как "самый незначительный". По его мнению, "японцы могут лучше всех взаимодействовать с нами на поле боя".

Более того, по оценкам американских военных, из всех союзников японские ВС наиболее подготовлены к ведению самостоятельных боевых действий. С 1997 года Токио планомерно реализует программу увеличения возможностей японских военных для проведения операций за пределами территории, непосредственно прилегающей к Японии. В рамках этой подготовки в 1999 году были закуплены четыре самолета с системой АВАКС, что значительно повысило способность японской армии проводить самостоятельные операции. Для расширения зоны действия авиации было увеличено и число самолетов-дозаправщиков. В 2000 году японские вооруженные силы впервые провели учения без участия США. Подписанное год назад соглашение с Сингапуром позволяет японской армии "в случае кризиса" использовать этот ключевой порт как базу для своих операций. На прошлой неделе Токио направил более 200 миротворцев поддерживать порядок в Восточном Тиморе, который в годы второй мировой войны был оккупирован японскими войсками.

По объему военных расходов (свыше 50 млрд долларов) Япония уступает лишь США и России. Японский военно-промышленный комплекс оценивается специалистами американской частной разведывательной компании Stratfor как один из крупнейших в мире. При этом доля оборонных расходов в ВВП у Японии самая низкая среди ведущих военных держав мира. Даже простое доведение этого параметра до уровня, скажем, Великобритании или Франции приведет к увеличению расходов в два с половиной раза и к соответствующему росту военной мощи.

Проект Синдзюку*

*Новый деловой, торговый и развлекательный центр в Токио.

Аналогичная ситуация складывается в ядерной сфере. Формально страна имеет безъядерный статус, однако реально способна очень быстро создать внушительный ядерный арсенал. Все тот же либерал Итиро Одзава, например, заявлял, что "в случае необходимости Япония может создать три-четыре тысячи боеголовок в считанные дни, у нашей страны для этого достаточно плутония и атомных электростанций". Преувеличения в этих словах совсем не так много, как может показаться.

На сегодня Япония действительно обладает всеми необходимыми материалами и технологиями для производства ядерного оружия. По количеству и мощности действующих в стране ядерных реакторов страна занимает третье место в мире - после США и Франции. К 2010 году их число должно возрасти почти вдвое. При этом принципиальным моментом в программе развития ядерной энергетики является накопление значительных запасов плутония, который может быть использован в том числе и для производства ядерного оружия. Так, к 2010 году японские запасы плутония должны составить порядка 100 тонн, тогда как для выполнения всех планов мирной ядерной программы достаточно 69 тонн.

Многие неядерные компоненты, необходимые для производства ядерного оружия, были созданы в рамках гражданских коммерческих проектов. Например, технология изготовления детонаторов для атомных бомб отработана при производстве сложных взрывных устройств для ведения работ по разведке нефти. Еще в конце 60-х в преданных гласности японских секретных документах говорилось о том, что, хотя Япония в настоящее время не нуждается в ядерных вооружениях, необходимо поддерживать экономический и технический потенциал, достаточный для производства ядерного оружия. В качестве средства доставки вполне может быть использована ракета H-2A, первый удачный запуск которой был осуществлен в конце августа прошлого года. Сегодня в случае принятия соответствующего решения политическим руководством Японии для создания ядерного военного потенциала потребуется, по оценкам специалистов, от нескольких месяцев до года.

Вооружаться!

Сегодняшняя ситуация в мире и внутри страны стимулирует воинственные настроения японцев. С одной стороны, это внешние факторы - рост военной мощи Китая, а также ракетная и ядерная программы КНДР. Даже по скромным прикидкам, военные расходы Китая в последние пятнадцать лет росли со средней скоростью 6,2% в год. А по многим экспертным оценкам, реально военные расходы Китая имели двузначные темпы роста. Японские же военные расходы в течение 90-х выросли примерно на 10%. Понятно, что японцев подобное развитие событий не может не беспокоить и они, по-видимому, не прочь нарастить оборонный бюджет (пока его предельный размер законодательно ограничен 1% ВВП).

С другой стороны, внутри страны тоже сложился исключительно благоприятный фон для милитаризации. Прежде всего речь идет о плачевном состоянии японской экономики. За десять лет Япония перепробовала, кажется, уже все возможные методики лечения, но экономический рост так и не возобновился. Напротив, в результате многочисленных программ государственного стимулирования спроса из страны с практически идеальными госфинансами Япония превратилась в обладателя самого крупного долга в мире (5 трлн долларов). К тому же в последние годы на фоне экономических неурядиц в стране идет процесс переосмысления истории (не без участия государства), как следствие, отмечается рост патриотических настроений. Самое время использовать "последний рецепт" - стимулирование экономики за счет увеличения военных расходов. Тем более что аналогичным образом ведет себя администрация Джорджа Буша, близкая по духу нынешнему японскому правительству. Самое логичное, что могут предпринять известные своей склонностью к копированию японцы, - последовать примеру "старшего брата".

Главный вопрос теперь состоит в том, насколько независимой от Америки станет "новая" Япония. Очевидно, что США не заинтересованы в появлении самостоятельной, обладающей ядерным оружием Японии, поскольку это приведет к резкому ослаблению американского влияния в Восточной Азии. В частности, будет поставлена под сомнение способность США выполнить свои союзнические обязательства по отношению к Южной Корее, а также защитить Тайвань от притязаний Китая. Поэтому они из всех сил будут стремиться удержать Японию в сфере своего военного влияния.

В то же время отказ Японии от собственного ядерного оружия и самостоятельной оборонной политики возможен лишь в том случае, если США, во-первых, продемонстрируют готовность и способность защитить интересы Японии от Китая и КНДР, а во-вторых, предложат японскому ВПК выгодный альтернативный проект. В конечном итоге этот проект, скорее всего, будет оплачиваться японским же капиталом, примерно так, как это было во времена гонки вооружений при Рейгане. Продвигаемая администрацией Буша система ПРО как раз и позволяет Америке рассчитывать на решение этих двух задач.

Теперь многое зависит от того, смогут ли Япония и Китай преодолеть взаимное недоверие. Чувствуют ли себя японцы достаточно уверенно, чтобы отказаться от патронажа США и остаться с ядерным оружием, но наедине с Китаем и КНДР. И что больше испугает Китай - ядерная, самостоятельная Япония или американо-японская ПРО.