Долгое банкротство КМК

15 апреля 2002, 00:00

На прошлой неделе на праздновании семидесятилетия одного из крупнейших в России металлургических производств - Кузнецкого металлургического комбината (КМК) - губернатор Кемеровской области Аман Тулеев заявил о необходимости "объявить конкурсное производство" по этому предприятию. Власти региона выступают поручителями по долгам КМК, а их накопилось более 6 млрд рублей. Долгое банкротство комбината вступает в заключительную стадию.

Началось оно еще летом 1998 года. Тогда временным управляющим комбината был представитель компании МИКОМ. Но руководитель компании Михаил Живило не сумел договориться с Аманом Тулеевым, после чего комбинат перешел в руки солидарных с губернатором структур "Евразхолдинга". Убыточный КМК достался металлургическому холдингу "в нагрузку" к Западно-Сибирскому меткомбинату, тоже находящемуся в Новокузнецке. "Евразхолдинг", не без поддержки Тулеева, стал основным кредитором и управляющей структурой обоих металлургических производств. Но и он не смог поднять КМК. Рентабельность производства на комбинате в прошлом году сократилась менее чем до 1%, рентабельность реализации товарной продукции оказалась полностью утрачена.

Теперь на предполагаемом собрании кредиторов КМК предложат поддержать объявленную инициативу губернатора. Но по сути банкротить будут уже "оболочку". Дело в том, что реорганизация КМК началась в конце прошлого года. На базе ОАО "Кузнецкий металлургический комбинат" было создано четыре новых компании - "Сталь КМК", Кузнецкий ГОК, "Сибирские товары" и "Промышленное строительство КМК". В них была переведена почти 31 тысяча работников комбината, им же передали в аренду основное имущество и оборудование. А долги оставили ОАО КМК. Кредиторская задолженность комбината по этой схеме должна быть погашена после того, как новые предприятия привлекут инвесторов. При этом дальнейшая реорганизация вызовет существенное сокращение персонала.

Банкротство не решает главную проблему КМК - его технологическую отсталость. Более половины стали выплавляется в старых энергоемких и непроизводительных мартеновских печах. Если отказаться от мартеновского способа, то станет ненужным огромное доменное и коксохимическое производство. Таким образом, на комбинате реально смогут выжить только электросталеплавильное и рельсопрокатное подразделения.