В начале апреля в Амстердаме была заключена сделка, которую большинство западных деловых изданий обошли своим вниманием. Между тем покупка за 2,25 млрд евро нефтехимического подразделения голландского концерна DSM, которую осуществила саудовская профильная компания Saudi Basic Industries Corporation (SABIC), - событие весьма любопытное. Компании из стран - экспортеров нефти стремятся напрямую выйти на рынки западных стран. Более того, многие при этом диверсифицируют свой сырьевой бизнес. Для подобного "прорыва" сейчас сложились все предпосылки - из-за высоких цен на нефть доходы нефтеэкспортеров в последние три года существенно выросли, а европейский рынок нефтехимии и нефтепереработки, наоборот, оказался не в лучшем положении. Сочетанием этих факторов пытаются воспользоваться и российские нефтяные компании, решившие потратить на скупку активов за рубежом миллиарды долларов.
Тяжелые времена
Начиная с середины 90-х в мировой нефтехимии четко прослеживаются две тенденции: концентрация производства и специализация. Основной причиной является катастрофическое падение спроса на нефтехимическую продукцию и, соответственно, рост перепроизводства. Сейчас нефтехимия переживает самые худшие времена за последние двадцать лет. В середине 90-х годов главным лекарством от этой болезни стала консолидация. Немецкий концерн BASF и Shell Chemicals объединили свои подразделения по производству олефинов. Британская компания BP создала совместное предприятие с бельгийской нефтехимической компаний Solvay. SABIC, купив DSM Petrochemicals, тоже существенно увеличила свой "вес": в списке крупнейших нефтехимических компаний мира арабский конгломерат переместился с 22-й на 11-ю строчку. Причем по объемам производства полиэтилена, широко используемого в современной промышленности начиная с игрушек и заканчивая автомобильными бамперами, SABIC займет третье место после Dow Chemical и Exxon Mobil.
Результат консолидации нефтехимии наглядно отражает статистика. По оценкам нью-йоркского инвестбанка Young & Partners, в 2001 году объем слияний и поглощений в мировой химической промышленности составил 37 млрд долларов по сравнению с 33 млрд в 2000 году. В США сейчас 40% мощностей по производству этилена сосредоточено в руках пяти компаний, тогда как в 1995 году этот показатель составлял всего 25%. Половина всей западноевропейской нефтехимии тоже контролируется пятью компаниями.
Одновременно западные нефтехимические компании стараются постепенно уйти от выпуска "объемных" дешевых товаров вроде удобрений. Именно по этой причине DSM избавилась от своего подразделения DSM Petrochemicals. Материнская компания, ранее уже продавшая свою долю в голландской энергетической компании Energie Beheer Nederland за 1,24 млрд евро, надеется таким образом сосредоточиться на дорогостоящих спецхимикатах и продукции для фармацевтических и биотехнологических компаний. В конечном итоге DSM, несмотря на потерю части активов (а продажи DSM Petrochemicals составляют 2,4 млрд евро), планирует увеличить годовой оборот до 10 млрд евро в 2005 году по сравнению с 6 млрд евро в 2001-м.
Сырьевое преимущество
Компании из стран - экспортеров нефти постепенно начинают "подбирать" менее прибыльные активы, которые сбрасывают их западные коллеги. Позволить себе это они могут главным образом по одной причине - имея доступ к сырью, что позволяет экономить значительные средства. В Европе, например, нефтехимия преимущественно основана на нафте (простейшая производная сырой нефти), тогда как на Ближнем Востоке сырьем являются попутные нефтяные газы.
В результате себестоимость литра этилена в Саудовской Аравии составляет около 14 центов, тогда как в Западной Европе - 40 центов. В 2000 году при цене нефти в 30 долларов за баррель арабские производители получали с тонны этилена на 100 долларов больше, чем их европейские конкуренты. В этом нет ничего удивительного. Западные нефтехимические компании покупают нефть по краткосрочным контрактам; таким образом, их прибыль целиком зависит от рыночных цен на нефть. Арабские же компании получают и без того дешевый газ по долгосрочным контрактам, да и еще с серьезными скидками (большинство крупных компаний по крайней мере частично принадлежат государству, которое, разумеется, заботится о том, чтобы всем было хорошо).
Достаточно долгий период высоких нефтяных цен позволил нефтяным экспортерам накопить значительные финансовые резервы. Доходы SABIC, например, в прошлом году увеличились на 9% и составили почти 8 млрд долларов - и это на фоне хронического снижения прибыли у большинства нефтехимических компаний! Логично было бы воспользоваться такой возможностью, чтобы получить доступ к западным технологиям и новым рынкам сбыта, хотя бы и скупая далеко не самые прибыльные производства. К примеру, в DSM Petrochemicals входят предприятия, расположенные не только в Голландии, но и в Германии, а также в США. Причем, судя по всему, для SABIC дело одной сделкой не ограничится. Компания ведет переговоры с итальянской энергетической компанией ENI о покупке ее нефтехимического подразделения Enichem. "Покупка голландской компании - только первый шаг, - заявил глава саудовской компании Мохамед аль-Мади. - У нас нет проблем с тем, чтобы находить деньги для дальнейших инвестиций в Европе".
Стоит вспомнить, что в конце 70-х арабы уже накупили долей в различных компаниях на Западе, однако позднее по различным причинам они утратили это преимущество. Из British Petroleum, к примеру, богатых шейхов просто постепенно вытеснили по "стратегическим" соображениям. Сейчас, похоже, арабы хотят закрепиться на западных рынках более основательно - через собственные компании, которые, начав с второстепенных активов, будут постепенно проникать в более прибыльные ниши. Другими словами, начав с сырой нефти, перейдут к нефтепродуктам и нефтехимии, а затем займутся, скажем, фармацевтикой ("таблетками"). Для этого, понятное дело, они должны перестать быть чисто государственными и создать тесные партнерские отношения с западным капиталом. Представители саудовского бизнеса все чаще говорят о возможной приватизации госкомпаний SABIC и Saudi Aramco, или по крайней мере допуска к уставному капиталу иностранных инвесторов. Саудовцев окрыляет пример бывшей государственной норвежской нефтяной компании Statoil, которая была создана для разработки национальных нефтегазовых ресурсов Норвегии, а недавно добилась "свободы" и была приватизирована.
Наши тоже на подхвате
Важный момент наступил и для российских экспортеров энергоресурсов. Появился реальный шанс получить прямой доступ к западному потребителю и существенно увеличить маржу от экспортных операций за счет продажи более сложной продукции. Для этого есть все предпосылки. Во-первых, российские нефтяники за счет благоприятной ценовой конъюнктуры в прошлом году сумели накопить миллиардные резервы. Нефтяники смогли расплатиться с долгами, а заодно и набрать необходимых для расширения бизнеса кредитов на льготных условиях. Кроме того, благодаря сразу нескольким проектам в самое ближайшее время российские экспортные мощности увеличатся примерно на 45%, до 200-220 млн тонн нефти в год. Логично хотя бы часть этих объемов перерабатывать и продавать прямо на месте.
Еще в конце 2000 года "ЛУКойл" стал первопроходцем, приобретя американскую сеть АЗС Getty Petroleum. Компания даже рассматривает варианты поставок нефти на рынок США из Тимано-Печоры. Сейчас "ЛУКойл" участвует в конкурсе по покупке греческой компании Hellenic Petroleum, которой принадлежит более половины всех нефтеперерабатывающих мощностей Греции, а также свыше 1000 заправок в этой стране. В соседних Румынии и Болгарии, которые вскоре вступят в Евросоюз, у россиян уже есть свой бизнес. Кроме того, компания Вагита Алекперова собиралась приобрести обширную сеть автозаправок в Австрии.
ЮКОС тоже изо всех сил пробивается на западные рынки. Согласно недавнему заявлению председателя правления компании Михаила Ходорковского, до 2005 года они намерены потратить в Европе целых 4 млрд долларов, причем половина - это собственные средства компании. ЮКОС собирается купить крупный НПЗ в Германии, а также 850 АЗС, принадлежащих Shell и немецкой энергокомпании RWE, от которых те должны избавиться в связи с расширением энергетического бизнеса. Пока же ЮКОС приобрел за 74 млн долларов 49-процентный пакет акций словацкой трубопроводной компании Transpetrol, которая является важной "связкой" при поставке нефти в Западную Европу и на Балканы. Другим несомненным успехом ЮКОСа является заключение соглашения с американской компанией Williams о приобретении части акций управляемого ею литовского нефтяного концерна Mazeikiu Nafta. За 75 млн долларов ЮКОС должен получить равную с Williams долю в Mazeikiu Nafta (26,8%). Этот НПЗ также ориентирован на западные рынки. А Тюменская нефтяная компания и словенская Petrol подписали соглашение о сотрудничестве в сфере нефтепереработки и продажи нефтепродуктов на территории бывшей Югославии.
По мнению аналитика Альфа-банка Константина Резникова, международный статус существенно увеличивает вес российской нефтяной компании в глазах партнеров. Кроме того, покупка НПЗ в Европе обеспечивает российским компаниям стабильность поставок нефти в условиях перенасыщения мирового нефтяного рынка. Это особенно актуально сейчас, когда большинство российских нефтяных компаний существенно увеличили добычу. ЮКОС, например, в этом году планирует увеличить добычу сразу на 20%.
Конечно, приобретение зарубежных активов не всегда приносит прибыль в краткосрочной перспективе и зачастую имеет лишь "имиджевое" значение. Покупка "ЛУКойлом" Getty Petroleum оказалась выгодной: сделка окупилась уже через год, и сейчас американская сеть АЗС вышла в прибыль. Однако, например, в Румынии "ЛУКойл" такими успехами похвастаться не может. Купленный там нефтеперерабатывающий завод Petrotel приносит одни убытки. "ЛУКойл" принял решение о его закрытии для модернизации, но многие аналитики сходятся во мнении, что без государственных инвестиционных льгот он так и останется убыточным.
Тем не менее наивно было бы надеяться, что новичкам сразу же отдадут "лучшие" куски, которые обычно уже поделены. Даже если у тебя есть деньги, пока ты "чужой", развернуться тебе не дадут. Единственная возможность - постепенно встраиваться в рынок, приобретая "освобождающиеся" активы. При этом нужно активно работать над созданием позитивного имиджа, выстраивать политические и бизнес-связи и т. д. В этом свете становится понятным недавнее решение ЮКОСа назначить председателем "ЮКОС Интернешнл ЮК" известного британского аристократа лорда Оуэна и широкая PR-кампания, в результате которой лицо Михаила Ходорковского появилось на страницах многих западных изданий.