В России завелась бацилла экстремизма среди молодежи. В Москве, например, скинхеды ("бритоголовые") нападают на людей средь бела дня и жестоко избивают их, иногда до смерти. "Официальный" объект нападения - иностранцы. "Люди из других стран являются проблемой для нас. Мы искореним эту проблему. Мы будем убивать всех иностранцев... Мы привели в действие группы во всех частях России... Даже российское правительство и милиция с нами", написано в электронном послании Ивана, "президента" одной из групп скинхедов, разосланном по зарубежным посольствам в Москве накануне 20 апреля, дня рождения Гитлера.
Смешное письмо. И никто, кроме посольских работников, его не испугался. Да и милиция говорит, что ничего серьезного пока не произошло. Так, ерунда. На прошлой неделе стало известно о смерти в одной из городских больниц 35-летнего афганца Абдула Хакима, отца четверых детей, избитого скинхедами у станции метро "Полянка". Еще несколько его соотечественников были избиты на следующий день на Царицынском рынке. По некоторым сообщениям, на Арбате скинхеды атаковали жену одного американского дипломата. Они же осуществили набег на армянский магазин на Гвардейской улице. Под горячую руку скинхедов попал, видимо, и российский гражданин, старшеклассник одной из школ Северного округа столицы, еврей, - с тяжелейшими травмами его отвезли в реанимацию.
Главное - милиция и ФСБ все держат под контролем, не только в Москве, но и в Екатеринбурге, Краснодарском и Ставропольском краях. Они контролируют численность молодежных экстремистских группировок, знают, что у них есть взрослые "кукловоды". По словам представителей ФСБ, руководят подростками скорее всего иностранные спецслужбы. Ну, это можно было к бабке не ходить. Еще фээсбэшники заявляют, что и у них практически в каждой группировке есть свой человек. То есть зная, что внутри скинхедовского сообщества идет невидимая миру смертельная схватка между спецслужбами, нам, простым гражданам, судя по всему, не стоит бояться частных, мелких инцидентов на улицах.
Но почему-то страшно. От того, в частности, что понимаешь: связи между активностью экстремистов и активностью органов охраны общественного порядка на самом деле не существует. Эти сами по себе - те сами по себе. А иначе и быть не должно, потому что экстремисты - это те же террористы, только немного недоделанные. А кто и где побеждал терроризм с помощью милиции?
Да и националистический характер идеологии скинхедов и прочих фашиствующих молодчиков, на что любит напирать наша общественность, по-моему, лишь уводит в сторону от проблемы, которая коренится отнюдь не в идейной сфере. В этом смысле понятна вялость милиционеров, которых призывают "покончить с фашизмом", а заодно - с "антисемитизмом" и прочими проявлениями "расизма". А все идейное содержание этих подростков заключено в металлической арматуре, с помощью которой они расправляются со своими жертвами. Кстати, с месяц назад в Юго-Западном округе Москвы кому-то сильно не понравились физиономии академиков - и троих ученых укокошили, одного за другим. Да и про скинхедов доподлинно не известно, нападают ли они только на лиц с "неславянской" внешностью, или на иностранцев вообще, или на иногородних.
Проблема экстремистов в том, что им всегда кто-нибудь не нравится. Это проблема ущербного, протестного сознания. Откуда оно берется в угрожающих обществу размерах, тоже понятно. У России был печальный опыт такого рода - это еврейские погромы конца XIX - начала XX века. С одной стороны, в конфликт оказалось вовлечено еврейское население, в основе своей маргинальное (из-за черты оседлости и прочих ограничений гражданских прав), но при этом весьма состоятельное экономически. С другой стороны - коренное население, как бы полноправное, но по сути чрезвычайно несвободное и зачастую подчиненное в социально-экономическом плане маргиналам. То, что потом громко назвали идеологией черносотенства, было всего лишь попыткой смутного, крестьянского сознания устранить этот общественный перекос. Хотя по-хорошему это должно было сделать правительство.
Похоже, в нынешней ситуации социальные низы опять пытаются брать на себя функцию властей. Вот что пишет интернет-газета "Подросток" о скинхедах в России: "У нас эта часть молодежи сгруппировалась в рамках фанатов скинхедовской музыки и спортивных болельщиков. И если они и задевают иностранцев с другим цветом кожи, то не от ненависти к ним, а больше из раздражения тем, что те же нигерийцы, приторговывающие наркотиками, живут в России лучше, чем они... Их раздражает уровень жизни населения, и они считают, что... 'чистят' город".
Бывает и так, что сегодня эти санитары "чистят" город, завтра - стадион, а послезавтра - участвуют в художественной самодеятельности. "Мы сами себе рэпперы, сами себе скинхеды. Днем - мирные граждане, ночью - моджахеды", - говорят участники одной из рэп-групп. Само движение Rap Music, между прочим, в целом лишено криминального налета, хотя и принадлежит к молодежному андерграунду.
Другими словами, идейная база подросткового экстремизма штука весьма подвижная и сильно зависит от внешних обстоятельств. А если этими обстоятельствами и дальше будут низкий уровень жизни и социальной динамики, засилье в городах полубандитских рынков и непонятно кого защищающих милиционеров, то самодеятельный поиск "виноватых" мы можем считать обеспеченным на долгие годы.