Спасенным - рай

22 апреля 2002, 00:00

Сценарий фильма "Рай", который написал гениальный польский классик Кшиштоф Кесьлевский, был переведен сначала на итальянский, потому что действие происходит в Италии, потом на английский, потому что героиня - англичанка, а потом на немецкий, потому что режиссер - немец. В результате этих переделок главный предмет споров вокруг фильма - осталось в нем хоть что-то от Кесьлевского или нет.

Как бы там ни было, "Рай" - это немецкий "Сибирский цирюльник": самый крупномасштабный проект последнего времени, сделанный в копродукции с Италией и Америкой с участием австралийской звезды Кейт Бланшетт, которая стоит уже почти как Джулия Робертс, со съемками в Тоскане и Турине, на двух языках (немецком и итальянском), осуществленный надеждой и опорой еще недавно загибавшегося немецкого кино Томом Тыквером. "Рай" был объявлен шедевром еще до начала съемок, а право открывать Берлинский кинофестиваль ему было отдано в день начала монтажа. На премьеру пожаловал сам Герхард Шредер. И казалось, что победа на Берлинале Тыкверу обеспечена. Но дорогой, шикарный, модный, выдающийся, во всех отношениях блистательный Тыквер остался без наград. Награда Тыкверу - пристальнейшее внимание кинокритиков и киноманов, которые разделились на поклонников и противников молодого немецкого гения.

Героиня "Рая" - молодая учительница Филиппа, муж которой, а с ним и несколько ее учеников погибли от наркотиков. Своего врага - с виду преуспевающего бизнесмена, а на самом деле драгдилера - она знает в лицо и регулярно сообщает о его злодеяниях в полицию. Но ответа не поступает, и тогда она решает свершить самосуд. Однако взрывчатка, предназначавшаяся негодяю, по нелепой случайности убивает двух милых девочек, их отца и уборщицу. Филиппа признает вину, но драгдилер все же должен умереть. Осуществить вендетту и бежать из тюрьмы учительнице поможет карабинер-переводчик Филиппо. Он родился с ней в один день, их имена созвучны, когда они обреют головы, внешне их будет не отличить. Им не жить друг без друга. И им нет места на земле - только в раю.

Разозлен "Раем" будет тот, кто видел и любил тыкверовских "Принцессу и воина", потому как поразится похожести сюжета. Хотя, впрочем, хорошее кино иногда приятно посмотреть еще раз. Недоволен будет тот, кто знал и ценил Тыквера-новатора, разодранного на цитаты после "Беги, Лола, беги!". В "Рае" Тыквер очень интернациональный и рациональный: вроде бы верен себе - любимый рыжий цвет, панорамы по крышам, но, с другой стороны, уже заглядывается на Голливуд - и актриса обязывает, и бюджет. В общем, Тыквер - это из категории "для обязательного ознакомления". С прошлого четверга "Рай" - в российском прокате.