Прорыв

Армен Мунаян
22 апреля 2002, 00:00

Впервые российской компании удалось привлечь деньги путем продажи собственных акций на внутреннем рынке. Опыт ОАО "РБК информационные технологии" будут копировать десятки других российских компаний

До недавнего времени деньги в России можно было только занять: либо взять кредит, либо продать облигации. Привлечь же деньги, без обязательств их возврата, можно было только на Западе, да и то с огромным трудом. Публичные размещения акций проводились всего дважды - "Вымпелком" и "Вимм-Билль-Данн" продали в США депозитарные расписки.

Интернет- и медиахолдинг "РБК информационные системы" стал первой в истории отечественного рынка компанией, решившейся на размещение собственных акций внутри страны. (Формально пионерами на этом поприще были пирамидостроители начала 90-х годов, такие как, например, МММ. Однако то, чем занимались эти компании, нельзя назвать бизнесом - это аферы и махинации). В ходе первичного публичного размещения (Initial Public Offering - IPO), прошедшего 18 апреля, РБК продала инвесторам 16 млн акций за 13,28 млн долларов.

По мнению генерального директора РБК Юрия Ровенского, оценки и роста доходов и стоимости компании, данные андеррайтерами, очень прагматичны. "Наш потенциал - в прибыли, которую мы получаем, и стабильной динамике этой прибыли, которую демонстрируем в последние годы", - заявляет он. Действительно, на протяжении трех лет РБК ежегодно как минимум удваивает обороты. Однако насколько правомерно полагать, что такие высокие темпы роста удастся сохранить в будущем? Ведь именно это условие, а также неизменность нормы прибыли и были заложены в оценку стоимости эмитента, проведенной "Атоном" методом дисконтирования денежных потоков (ДДП).

Согласно прогнозам инвестбанкиров, по крайней мере до 2007 года доля чистой прибыли в выручке эмитента не опустится ниже 33% (в 2001 году этот показатель составил 37%). В итоге даже консервативный сценарий, при котором ставка дисконтирования составляла 20% (такой дисконт в "Атоне" используют при оценке акций так называемого "второго эшелона") дал расчетную стоимость компании в интервале 69-93 млн долларов. Среднее значение этого интервала - 82 млн долларов - и стало базовой ценой, из которой исходили при определении конечной цены размещения. Заодно "Атон" оценил холдинг, сравнив его с западными медиа- и IT-компаниями. В таком измерении РБК стоит еще дороже - 125 млн долларов.

Однако сами инвестбанкиры назвали такой метод оценки не вполне корректным, так как по темпам роста и рентабельности РБК значительно превосходит зарубежные аналоги, поскольку находится в ранней стадии развития. К тому же РБК, как заявил президент "Атона" Евгений Юрьев, - компания уникальная, сочетающая медиабизнес и IT-услуги, и найти аналоги для сравнительной оценки весьма непросто.

Как бы то ни было, инвесторов цена в 83 цента за акцию не смутила. По словам г-на Ровенского, индикативные заявки показали пятикратное превышение спроса над предложением. Сами же заявки поступали от широкого круга инвесторов, включавшего как иностранных, так и российских участников рынка. Большую часть спроса сформировали российские институциональные инвесторы, свыше трети объема заявок было представлено иностранцами, остальные заявки поступили от "частников".

Игра на дефиците

Активное участие инвесторов в экзотическом для внутреннего рынка действе свидетельствует о том, что руководство холдинга и андеррайтеры по большому счету не ошиблись ни с местом, ни с временем, ни с ценой. Не надо недооценивать возможности российского рынка капитала: деньги на рынке есть, просто для того, чтобы их привлечь, нужно сделать хорошее предложение, считает г-н Ровенский. Очевидно, о РБК - как о компании и как о брэнде - больше знают у нас, нежели на Западе, где после схлопывания интернет-пузыря вообще проблематично судить о перспективах IPO IT-компаний. В России же и макроэкономическая и конъюнктурная ситуация больше располагает к эмиссионной активности в секторе hi-tech.

Андеррайтеры изначально ожидали высокого спроса на эмиссию. Поэтому они посоветовали эмитенту увеличить изначально планируемый объем эмиссии (12 млн акций) до 16 млн. По словам управляющего директора "Атона" Альберта Гаврикова, это был шаг навстречу инвесторам, заинтересованным в как можно большем объеме размещения. Со временем количество акций РБК на рынке может увеличиться с нынешних 16% до 25%. Для поддержания ликвидности рынка совет директоров холдинга оставляет за собой право дополнительного вывода 2% акций на рынок после размещения. Кроме того, за держателями облигаций на 5 млн долларов, выпущенных РБК в конце 2001 года, закреплено право после 30 сентября 2002 года конвертировать бонды в акции холдинга.

Накануне размещения г-н Юрьев уверенно заявлял, что он нисколько не сомневается в успехе IPO компании: размещение пройдет на ура, заявил он. Многие на рынке разделяют его уверенность. В то же время ряд профессиональных участников выразил скепсис относительно ликвидности вторичного рынка акций РБК. В частности, глава аналитического отдела ИК "Проспект" Александр Корчагин сомневается в том, что эти бумаги будут достаточно ликвидными, чтобы заинтересовать биржевых спекулянтов. Цена акций после начала вторичных торгов вполне может вырасти, но рост этот будет следствием значительного превышения спроса над предложением ввиду ограниченного объема акций в свободном обращении, считает он. Резко же увеличивать долю акций на рынке, мажоритарные акционеры, похоже, не собираются. По словам г-на Ровенского, они рассчитывают на подъем котировок акций РБК и не спешат делиться будущими доходами от роста курсовой стоимости с рынком.

Финансирование амбиций

Выходя на фондовый рынок с IPO, эмитент преследует ряд целей. Это - и получение имиджа публичной компании, и управление капитализацией, и многое другое. Но главная движущая задача - получение "бесплатных" денег. Зачем столько денег компании, доходы которой и так год от года растут как на дрожжах? Сам г-н Ровенский утверждает, что для быстрого качественного роста. Этот рост в его понимании включает как расширение присутствия в традиционных для компании секторах (таких, как ИТ), так и экспансию в новые сегменты рынка, в частности, в телевизионный или печатный бизнес. Холдингу интересны только успешные проекты, которые обеспечат синергический эффект существующему бизнесу РБК.

По словам г-на Ровенского, на поглощения в сфере медиабизнеса будет направлено 40% вырученных от IPO средств (примерно 5,3 млн долларов). Очевидно, что приличное бизнес-издание (а другими РБК не интересуется) стоит дороже, чем привлеченные компанией деньги. Однако если учесть, что на счетах холдинга аккумулировано еще около 10 млн долларов (нераспределенная прибыль плюс поступления от продажи облигаций), то набирается сумма, позволяющая вполне можно задумываться о покупке медиабизнеса не из последних. Г-н Ровенский обещает, что плоды экспансионистской стратегии можно будет наблюдать уже в этом году.