Угроза мобильной связи третьего поколения

22 апреля 2002, 00:00

Британская BT Group (BT) - первая крупная европейская компания стационарной телефонной связи, объявившая о планах создания службы беспроводного доступа в Интернет Wi-Fi (Wireless Fidelity). В кафе, гостиницах, аэропортах и других общественных местах будут созданы беспроводные локальные сети Wi-Fi, обеспечивающие высокоскоростной доступ во Всемирную паутину. Wi-Fi-услуги уже широко распространены в США, где во многих кафе, купив чашечку кофе, можно бесплатно выходить со своего портативного компьютера в Интернет, принимать и посылать сообщения по электронной почте. Как только посетитель входит в кафе, его лэптоп "узнает" беспроводной сигнал и автоматически подключается к Сети.

В течение года BT надеется оборудовать таким доступом в Интернет 400 заведений, а к середине 2005 года - 4000. По оценке компании Gartner, объем рынка беспроводных локальных сетей в Великобритании к 2005 году может составить 300 млн долларов. В Европе услуги, основанные на беспроводных локальных сетях, уже начали предлагать операторы мобильной телефонной связи - шведская Telia и финская Sonera.

Новый вид услуг явно выгоден потребителям, получающим дешевый высокоскоростной доступ в Интернет, но он представляет настоящую угрозу для компаний мобильной телефонной связи, вложивших много средств в развитие сотовой связи третьего поколения (3G). Объявление BT уже привело к 15-процентному падению цены одной из операторских компаний (прежде входившей в состав BT), заплатившей 15 млрд евро в лицензии 3G.

Для операторов сотовой связи проблема заключается в том, что уже имеющаяся технология беспроводных локальных сетей (а распространение связи 3G в Европе может занять еще два года) и дешевле, и намного быстрее. По сетям Wi-Fi информацию из Всемирной паутины можно скачивать со скоростью до 11 мегабит в секунду, то есть в 30 раз быстрее, чем по связи 3G. Однако связь Wi-Fi менее гибка - потребителю необходимо находиться в определенном месте, чтобы получить доступ к Интернету, тогда как при мобильной связи третьего поколения выходить в Сеть можно откуда угодно.

Технология Wi-Fi вызывает озабоченность не только у компаний сотовой связи. Обычные телефонные и кабельные компании, предлагающие своим клиентам высокоскоростной широкополосный доступ в Интернет по цифровым линиям связи (DSL - Digital Subscriber Line), также могут столкнуться с серьезными проблемами. Такие компании, как BT, агрессивно вторгающаяся в эту сферу, делают ставку на доходы от каждого клиента, который платит за эту услугу. Но, как оказывается, пользователю широкополосной связи сравнительно легко организовать свою собственную беспроводную сеть и делиться входом в нее с любыми соседями, находящимися в радиусе 100 метров. Базовая станция Wi-Fi стоит всего 300 долларов, а модемная карта - 70 долларов. Только в Сан-Франциско возникло около 250 пиратских сетей, предлагающих пользователям по соседству широкополосный доступ в Интернет. В целом в США беспроводные локальные сети охватывают сегодня около 1,4 млн домов. Как полагают аналитики, к 2005 году к таким сетям будут иметь доступ уже 27 млн домов и 28 млн офисов.

Еще одна проблема Wi-Fi - слабая защищенность сетей. В Сан-Франциско были случаи подключения с улицы к корпоративным локальным сетям в ближайших зданиях, не имеющим надлежащей защиты. Но главный вопрос в другом: на чем будут делать деньги компании, предоставляющие услуги Wi-Fi, даже если проблемы защиты сетей будут решены. Ведь посетителям многих американских кафе сейчас достаточно купить чашку кофе, чтобы получить доступ к Сети.