Конъюнктура - вещь довольно нестабильная, и время от времени ставший уже привычным рост экономики сменяется неожиданными и неприятными спадами. Если население страны достаточно богато, небольшую конъюнктурную паузу оно переживает практически не замечая; у бедного же населения даже стабилизация вызывает заметную смену настроения. Именно так отреагировал на зимний конъюнктурный спад российский средний класс.
Как себя чувствуете
Напомним. что журнал "Эксперт" совместно с группой Monitoring.ru ведет проект "Стиль жизни среднего класса". В марте-апреле 2002 года была проведена третья волна опроса представителей среднего класса России. Посмотрим на предварительные результаты.
Первое, что бросается в глаза, - довольно заметное ухудшение ожиданий этих людей. Если осенью 2001 года - всего лишь полгода назад - средний класс пребывал в состоянии исключительного оптимизма (75% респондентов ждали улучшения своего материального положения и только 4% готовились к ухудшению), то весной этого года доля оптимистов уменьшилась до 60%, а доля пессимистов выросла до 11%. При этом объективно и субъективно материальное положение среднего класса за полгода просто не изменилось. Размер среднего дохода средней семьи как был, так и остается в диапазоне 9-11 тыс. долларов в год, и оценки материального положения тоже практически не сдвинулись - по-прежнему 7% могут позволить себе все, включая недвижимость, а доля тех, кто испытывает затруднения с покупкой серьезной домашней техники, одежды, обуви и прочих жизненно необходимых товаров, и вовсе уменьшилась (с 31 до 27%).
Откуда же тогда пессимизм? Очевидно, что это просто психологическая реакция на прекращение длительного (протяженностью, по крайней мере, в два с половиной года) роста доходов. Впрочем, реакция эта кажется абсолютно разумной. Экономическая конъюнктура в стране действительно не дает никаких оснований для заметного роста доходов и, соответственно, резкого улучшения материального положения основных социальных групп в ближайший год.
Стабилизация потребления
Все годы роста доходов средний класс России потреблял, и потреблял очень активно. К прошлому лету средние русские в основной своей массе успели решить две проблемы: обновили, насколько это было возможно, парк домашней техники и мебели и поразвлекались (поездили на отдых, поели в ресторанах, походили по клубам). Уже к осени 2001 года встал вопрос: что дальше? А дальше надо было переходить к новым стандартам потребления - улучшить жилищные условия, перестать ездить на отечественных автомобилях, накопить деньги на будущее детей и на старость. И тут выяснилось, что денег на это решительно не хватает. Ну не может семья, имеющая совокупный доход от 7,5 до 25 тыс. долларов в год, ежегодно отдыхать за границей (даже в дешевой Турции), покупать мебель и технику, развлекаться, периодически оплачивать услуги образования и здравоохранения и одновременно интенсивно копить деньги.
Осознав ограниченность своих материальных возможностей, представители среднего класса стали искать, на чем можно сэкономить. Первыми были "урезаны" непродовольственные товары повседневного спроса, образование и здравоохранение. И если урезание расходов на непродовольственные товары и образование выглядит достаточно логично - доля трат по этим статьям в общих потребительских расходах в прошлые годы была избыточно высока, - то здравоохранение явно попало под горячую руку. (Сегодня семья среднего класса тратит на здоровье 3-4% совокупного годового бюджета, а в перспективе ближайших пяти-семи лет этот показатель неизбежно должен будет вырасти до 7-9%).
Однако высвободившихся в результате режима жесткой экономии денег - а речь может идти о 700-1500 долларов в год на одну семью - было явно недостаточно для решения материальных проблем средних русских. И секвестру подверглись расходы на мебель и крупную бытовую, а также видеотехнику. Сделать это оказалось несложно, поскольку за последние два года средний класс уже успел обновить большую часть мебели и техники для дома, и она сейчас находится в приличном состоянии. Поэтому вот уже целый год физический спрос на товары для дома находится примерно на одном и том же уровне - только четверть семей среднего класса ежегодно совершают покупки на этих рынках (раньше эта доля составляла 40-50%).
Таким образом, мы можем зафиксировать, что к весне 2002 года спрос на значительную часть потребительских товаров со стороны самой активной до последнего времени части российских потребителей стабилизировался. И это вполне согласуется с ожиданиями большинства рыночных игроков, которые еще в начале года прогнозировали существенное замедление темпов роста на своих рынках.
Какие требования предъявляет к участникам потребительского рынка новая ситуация - явная стабилизация спроса? Во-первых, очевидно, что для расширения рынка придется больше работать с группами потребителей, чьи доходы ниже, чем у средних русских. А эти потребители живут в основном в регионах и еще более щепетильно относятся к ценам. Спрос с их стороны мог бы в значительной степени компенсировать некоторое охлаждение к этим рынкам представителей среднего класса.
Во-вторых, нельзя сбрасывать со счетов процесс перераспределения потоков покупателей между хорошо организованными розничными торговцами, особенно торговыми сетями, и плохо организованными открытыми рынками, ярмарками, торговлей с машин и т. п. Естественно, в пользу первых. За счет этого перераспределения оборот торговых сетей на стабильном в целом рынке может возрастать на десятки процентов в год.
В-третьих, выйдя на стабильный уровень потребления, средний класс все больше ориентируется на брэнд и на качество, а значит, чтобы привязать к себе этого потребителя, участники рынка должны все интенсивнее вкладываться в имя, технологии и новое предложение.
Куда направятся сбережения
Если при стабильных доходах семьи происходит стабилизация расходов по одним статьям и снижение по другим, значит, должны увеличиваться сбережения. Это действительно так. К весне 2002 года россияне восстановили свои сбережения в долларовом выражении и даже приумножили их - весной 1998 года размеры накоплений оценивались в 60 млрд долларов, а весной 2002-го, по нашим оценкам, они составляли уже 67 млрд долларов.
На долю среднего класса - 10-12 млн семей, имеющих доход 150-1000 долларов в месяц на человека, - приходится две трети накопленного, то есть 40-45 млрд долларов. Причем часть этих денег сбережениями, по сути, не являются, поскольку откладываются не очень обеспеченными людьми "на черный день". С точки зрения осмысленной стратегии накоплений тех, кто хочет как-то задействовать деньги среднего класса, должны интересовать только достаточно большие сбережения. Как показали результаты исследования "Стиль жизни среднего класса", эта часть - назовем ее "сознательные сбережения" - легко выделяется: 75% всех сбережений среднего класса приходится на долю 25% семей (тех, кто откладывает не менее 1500 долларов в год). Таким образом, нас интересуют 2,5-3 млн российских семей, имеющих 30-33 млрд долларов совокупных сбережений. Для чего же предназначены эти деньги?
Первая и основная цель - купить в скором будущем новую квартиру. По данным нашего исследования, около 40% семей из числа имеющих значительные сбережения сегодня недовольны своими жилищными условиями и планируют улучшить их в ближайшие четыре года. 60% этих семей готовы потратить на решение проблемы от 5 до 15 тыс. долларов, 30% - от 20 до 50 тыс. долларов. Особых оснований для того, чтобы намерения этих семей не реализовались, вроде бы нет, а это означает, что около миллиона семей среднего класса в течение ближайших четырех лет переедет в новую квартиру.
Понятно, что 10-25 тыс. долларов недостаточно для приобретения новой квартиры. Эти деньги будут использованы в качестве доплаты. Стало быть, около миллиона квартир за эти годы будет реализовано семьями среднего класса на вторичном рынке. Кто-то купит эти квартиры, и это позволит улучшить жилищные условия еще почти миллиону семей, имеющих несколько меньшие материальные возможности. Процедура повторится еще как минимум один раз, и в результате за четыре года 2,5-3 млн семей среднего класса улучшат свои жилищные условия, затратив на эти цели в общей сложности 25-30 млрд долларов. Таким образом, получается, что для приобретения жилья предназначена основная часть сбережений среднего класса - две трети общей суммы. И даже если учесть, что накопления в ближайшие четыре года будут расти, все равно не меньше половины люди с удовольствием потратят на жилье.
Второе важное направление использования сознательных семейных сбережений - инвестирование с целью получения дополнительного дохода. Конечно, на долю потенциальных инвестиций приходится всего 15% общей массы накоплений среднего класса, или 5-6 млрд долларов. О готовности инвестировать 5-10 тыс. долларов заявили почти 30% семей, имеющих крупные сбережения. Еще 40% семей хотели бы начать с 1-3 тыс. долларов. И лишь 30% семей, имеющих солидные накопления, совершенно не привлекает сама идея инвестирования. Основная масса собирается расстаться со своими сбережениями на один-два года. На более долгий срок - три-пять лет - готовы инвестировать 20% семей, имеющих относительно большие сбережения.
Куда самые обеспеченные средние русские хотят инвестировать? Первое место и здесь занимает недвижимость (многие воспринимают ее как прекрасное средство для получения дополнительного дохода), далее следуют собственный бизнес и такое консервативное средство, как банковские депозиты. Покупка акций и инвестирование через страхование привлекает пока совсем небольшую часть средних русских.
Те, кого интересует подробная информация о весенней волне исследования "Стиль жизни среднего класса", могут обратиться в аналитическую группу "Эксперт МА". Тел.: (095) 257-31-43, Игорь Березин, Александр Орлов, Анна Форостенко