Транснациональные французы

Петр Кирьян
29 апреля 2002, 00:00

За два дня до первого тура президентских выборов во Франции разгорелся громкий скандал, связанный с одним из лидеров глобального медиарынка

За два дня до первого тура президентских выборов во Франции разгорелся громкий скандал, связанный с одним из лидеров глобального медиарынка компанией Vivendi Universal и ее главой Жан-Мари Мессье. Французский персонал спутникового телеканала Canal+, принадлежащего Vivendi, и простые парижане протестовали против решения Мессье уволить генерального директора канала Пьера Лескюра. Формальной причиной отставки стали убытки Canal+ в 2001 году - около 400 млн долларов. Однако протестующие увидели в этом решении другое. Для них Лескюр - это "защитник французской культуры и кино" (канал отчисляет 20% доходов на нужды французского кинематографа, а также имеет квоту на показ голливудских фильмов), Мессье же, по их мнению, занимается насильственным насаждением культуры американской.

В конфликт вокруг отставки Лескюра оказались вовлечены и политики - претенденты на президентское кресло. Действующий президент Жак Ширак заявил, что деятельность Мессье "ставит под сомнение богатство и разнообразие аудиовизуального ряда". Угрозу, по мнению Ширака, представляет то, что интересы иностранных инвесторов скоро будут доминировать в Vivendi, и вес французской кино- и телепродукции в общем объеме вещания Vivendi начнет неуклонно снижаться. Его оппонент (до первого тура) социалист Лионель Жоспен заявил, что если его выберут, то "никто не посмеет и пальцем тронуть Canal+".

Правда, ни Ширак, ни Жоспен не шли в своих комментариях дальше общих слов, хорошо понимая, что Vivendi Universal уже давно не живет "интересами Франции". Начиная со второй половины прошлого века Compagnie Generale de Eaux (CGE) (так называлась Vivendi), специализировавшаяся на обслуживании канализации и организации водоснабжения, стала расширять свой бизнес за счет подрядов и контрактов в странах Западной Европы, США, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. С 1996 года, когда во главе CGE встал Жан-Мари Мессье, компания начала трансформироваться в медиаимперию. В 1998 году, когда компанию переименовали в Vivendi, она приобрела крупное рекламное агентство Havas, начала платное вещание Canal+ на Италию, Испанию, Польшу и скандинавские страны, совместно с британским оператором мобильной связи Vodaphone открыла интернет-портал Vizzavi. В США после слияния с компанией Seagram Vivendi стала владельцем киностудий Universal Pictures и звукозаписывающей компании Universal Music. Кроме того, ею была приобретена кабельная компания USA Networks. Сегодня семь членов совета директоров Vivendi - американцы. Остальные - французы, представляющие крупные французские компании: продавца одежды, дорогих напитков и украшений LVHM, производителя оборудования связи Alcatel, банк BNP Paribas и группу по производству цемента Saint-Gobain. Однако все эти компании активно развивают бизнес за рубежом, постепенно превращаясь из французских в транснациональные.

В 1990-1999 годах объем накопленных инвестиций французских компаний за рубежом достиг 298 млрд долларов, а доля французского бизнеса на мировом рынке выросла до 7,8%. Первоначально стремление французов работать за рубежом поощрялось. В частности, именно Жак Ширак дал Vivendi добро на слияния и сделки с американскими компаниями. Однако сегодня многие, даже умеренные, политики называют предпринимателей типа Мессье предателями, для которых "интересы иностранных инвесторов выше интересов Франции".