Полпятого

Русский бизнес
Москва, 13.05.2002
«Эксперт» №18 (325)
России, чтобы создать истребитель нового поколения, нужно более трех миллиардов долларов, но у нее нет даже половины необходимой суммы

Правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам во главе с Михаилом Касьяновым в конце апреля подвела итоги тендера на разработку перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, более известного как истребитель пятого поколения. Военные и чиновники большинством голосов присудили победу АВПК "Сухой". До конца нынешнего года эта компания должна представить правительству программу работ по созданию нового самолета и его эскизный проект.

Двух других участников конкурса - ОКБ имени Яковлева и РСК "МиГ" - привлекут к разработке нового самолета, но в качестве субподрядчиков. Как сообщил нам гендиректор "Сухого" Михаил Погосян, с фирмой Яковлева его компания будет совместно проектировать модификацию истребителя с укороченным взлетом и вертикальной посадкой для эксплуатации в условиях поврежденных взлетно-посадочных полос. "У них большой опыт создания самолетов такого типа, например Як-38 и Як-41, который мы обязательно используем в совместной работе", - подчеркнул г-н Погосян. А вот с определением участка работ для РСК "МиГ" дела обстоят сложнее. Глава "Сухого" заявил только, что микояновцы займутся созданием отдельных узлов самолета, каких именно - станет ясно после проведения консультаций, которые должны состояться в ближайшее время. По нашей информации, "МиГу" скорее всего доверят делать крыло. Предполагается, что новый истребитель будет построен к 2010 году, а уже с 2012 года начнет поступать на вооружение российской армии.

Почему "Сухой" лучше

Решение комиссии для большинства наблюдателей не стало неожиданным. Еще на стадии объявления тендера высокопоставленные представители Минобороны и "Росавиакосмоса" открыто называли АВПК "Сухой" явным фаворитом, что вполне понятно.

История создания прототипа нового авиационного комплекса пятого поколения главным конкурентом "Сухого" - фирмой "МиГ" - давно перешла в разряд анекдотов. Микояновцы принялись его разрабатывать, так же как и АВПК "Сухой", в начале 90-х, однако сколько-нибудь впечатляющими результатами похвастаться не смогли. К концу 1998 года микояновцы продемонстрировали журналистам и военным некий объект - под индексом 1.44, назвав его истребителем пятого поколения. Объект быстро прокатили по взлетной полосе, после чего тут же зачехлили и увезли. С тех пор сменилось несколько руководителей "МиГа", каждый из них регулярно (примерно раз в квартал) потчевал общественность обещанием вот-вот поднять объект 1.44 в воздух. В самом "МиГе" уверяют, что это случилось - в конце 2000 года. По словам микояновцев, тогда объект 1.44 совершил опытный полет - пробыл в воздухе несколько минут. Правда, полета этого ни представители Минобороны, ни журналисты не увидели. Такая секретность позволила представителям СМИ предположить, что объект 1.44 вовсе не прототип нового самолета, а громкие заявления микояновцев - афера, затеянная для получения бюджетных средств.

По мнению военных, гендиректор "МиГа" Николай Никитин даже не смог должным образом организовать работы по модернизации самолетов четверт

Новости партнеров

«Эксперт»
№18 (325) 13 мая 2002
Макропрогноз
Содержание:
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама