Второе время

На улице Правды
Москва, 13.05.2002
«Эксперт» №18 (325)
В полном соответствии с духом времени, удовлетворив потребность в хлебе насущном, российский средний класс выбирает свободу перемещения в пространстве

Хочу сообщить вам один любопытный факт. Абсолютно ни для чего. Просто, чтобы вы могли порадоваться красоте и, в каком-то смысле, даже совершенству конструкции общественной природы. Однако для того, чтобы сообщить этот факт, мне надо дать несколько довольно развернутых вводных.

"Эксперт" вот уже который год изучает средний класс России. Зачем он это делает - объяснить довольно трудно. Просто как-то раз на глаза автору этих строк попалась статья советских времен философа Михаила Гефтера, в коей было написано, что большая часть бед России происходит из-за того, что в ней отсутствует твердо стоящая на ногах середина. Мысль показалась любопытной, и довольно скоро появился бюджет для доказательства наличия или отсутствия у нас этой середины.

Впрочем, что такое этот самый средний класс, никто твердо не знал. Было понятно, что это некая прослойка между богатыми и бедными. Но где заканчивается богатство? Где начинается бедность?

Западные стандарты мы с негодованием отвергли. И не только уровень дохода, но и, например, обязательность высшего образования. Потому что это у них высшее образование - путь к середине и выше. А у нас сегодня советское высшее образование дает дорогу куда угодно - хоть наверх, хоть глубоко вниз. В общем, стандартов у нас не было, и приходилось опираться на общие мировоззренческие установки.

На этом пути нас между делом поддержал Иозеф Шумпетер, вскользь заметивший, что в 20-е годы в Европе стал формироваться новый средний класс: вместо довольно широкого слоя прежних мелких и средних собственников и примыкающего к ним узкого слоя управляющих крупных фабрик появилось новое массовое сообщество - сообщество клерков и менеджеров всех мастей.

Этот человек (в смысле Шумпетер) говорил крайне важные вещи. Он не высчитывал уровень дохода и не определял IQ, он указывал на социальные признаки, которые во вполне определенных исторических условиях позволяли достаточно большому кругу людей добывать приличный для этого времени доход. Когда-то это были лавочники, а потом - клерки. То есть здесь мы вышли на принципиально важную особенность середины - принадлежность своему времени, или актуальность.

Во времени же прекрасно разбирался Фернан Бродель. Он делил единое историческое время на три составляющие. Первое - самое быстрое время. Время, измеряемое выборами президентов, сменой кабинетов министров, переговорами по ПРО, поддержкой антитеррористических операций. В этом времени живут элиты, остальные за ним только наблюдают.

Третье время - самое медленное. Его течение не заметишь, читая газеты. Это время принадлежит жизни народа. Его шаг - как минимум полвека. Течение этого времени определяет дух нации, ее способность защищаться, нападать, отстаивать свою особенность или, напротив, легко и без сомнений подражать другим. Элиты плохо видят это время, замечают его только в те редкие минуты, когда сама история вынуждает их произносить: "Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои..."

Но есть между этими двумя крайностями еще одно - второе время. Его ша

Новости партнеров

«Эксперт»
№18 (325) 13 мая 2002
Макропрогноз
Содержание:
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама