По ганзейским тропам

Русский бизнес
Москва, 13.05.2002
«Эксперт» №18 (325)
Нынешняя экспансия западноевропейского капитала на постсоветский телекоммуникационный рынок напоминает историю шестисотлетней давности

Современные маневры капитала на европейской арене все больше напоминают давний сюжет, когда в бассейне Балтийского моря началось формирование Ганзейского союза, покрывавшего территорию северной Германии, Скандинавию, прибалтийские народы, Новгородские земли и простиравшегося до Туманного Альбиона.

Основа союза городов и земель, оформленного с 1358 года в Ганзейскую лигу купцов, если хотите, его business case - это капитализация участников за счет доступа к необыкновенно емким и динамичным рынкам друг друга, многие из которых были комплиментарны и предлагали на экспорт весьма дефицитные товары. В известной степени Ганзейские торговые пути и связи позволили английским и немецким предпринимателям освоить рынки менее развитых, но открывающихся для торговли образований Восточной и Северной Европы. Возможность торговать с Прибалтикой и Новгородом, а через российские речные пути с Киевом и Москвой стала для ганзейских купцов реальной альтернативой выходу на более развитые и конкурентные рынки Средиземноморья.

Конечно же, современная картина экспансии германских транснациональных корпораций и скандинавских фирм в России и СНГ не повторяет буквально событий многовековой давности. Однако можно провести довольно много параллелей между тем, что происходило тогда, и началом XXI века.

Германский и скандинавский бизнес первыми начали движение в страны Восточной Европы и Россию, как только их рынки стали открываться для остального мира и просыпаться от полувековой спячки. Готовность потомков ганзейских купцов "осваивать" новые пространства была щедро вознаграждена доступом к емкому "непуганому" рынку, располагающему достаточным платежеспособным потенциалом. Пусть пушнину сегодня заменяет нефть и газ, платят за них "русским купцам" все той же звонкой монетой.

Сегодня германский и скандинавский капиталы доминируют на российском рынке связи (прежде всего сотовой) и весьма внушительно присутствуют в других странах Восточной Европы и СНГ. Рынок вознаграждает пионеров: российские операторы демонстрируют более высокие показатели доходности на одну линию, нежели их европейские коллеги. А уж про потенциал и говорить нечего: число абонентов только в двух сетях МТС и "Вымпелкома" (всего более 6 млн) уже превышает, например, население Норвегии. Норма рентабельности российских операторов связи остается на уровне 35-45%, а в некоторых региональных компаниях, где ежемесячный доход на абонента по-прежнему превышает 40 долларов, достигает 50-55%. В Западной Европе о таком и не мечтают. Там резко сокращаются темпы прироста абонентской базы, падают продажи новых терминалов. Развертывание систем третьего поколения пока не по зубам большинству операторов, да и экономическая отдача от их эксплуатации может разочаровать владельцев не меньше, чем некогда столь "перспективные" проекты типа "Иридиум" или глобальные интернет-магазины.

На этом фоне существенную роль может сыграть пресловутое объединение Sonera и Telia. Объединенный оператор, по существу, будет иметь активы почти во всех

Новости партнеров

«Эксперт»
№18 (325) 13 мая 2002
Макропрогноз
Содержание:
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама