Ловушки либерализации

Олег Петрунин
13 мая 2002, 00:00

Без поддержки государства высокотехнологичные сектора российского хозяйства не имеют перспектив развития

Сейчас остро стоит вопрос о перспективах развития России. Речь идет не просто о поддержании трех-пятипроцентных темпов роста ВВП, а о возможности стать индустриальной развитой державой. С этих позиций либерализация внешней торговли и вступление России в ВТО выглядят неоднозначно.

К чему ведет либерализация внешней торговли в переходной экономике? Значительная часть производств становится неконкурентоспособной и исчезает, сырьевые производства и сфера услуг расширяются - происходит деиндустриализация хозяйства. С точки зрения "чистой" экономической теории ничего плохого в этом нет - люди производят то, что они могут делать лучше всего. К сожалению, современный мир - не лаборатория "экономикса". Специализация на сырье неизбежно ведет к отставанию динамики доходов населения страны - сырьевого придатка развитых промышленных стран. Этот вывод основывается на многочисленных исследованиях, свидетельствующих о тенденции к реальному удорожанию промышленных товаров и услуг относительно сырьевой продукции. Кроме того, спрос на сырье менее эластичный, поэтому возможности экстенсивного роста или роста за счет повышения производительности ограничены. Для сохранения или роста уровня душевых доходов в сырьевом придатке необходимо постоянное сокращение этих самых душ. Не эти ли тенденции отражает динамика населения России?

Факторами, определяющими эффективность и перспективность внешнеэкономической сферы государства, являются конкурентные преимущества нации. Главное здесь - исторические особенности развития (технологическое лидерство, прогрессивная структура потребления) и целенаправленная государственная политика создания либо развития этих преимуществ.

Большинство развивающихся и переходных экономик обладает конкурентоспособностью благодаря наличию либо стратегически важного сырья, либо дешевой рабочей силы. У России ситуация несколько лучше. У нас есть и сырье, и дешевая, вполне образованная рабочая сила, а кроме того, ряд уникальных технологий в отраслях бывшего ВПК и в фундаментальной науке.

Россия уже давно столкнулась с торговыми ограничениями в сфере высоких технологий. Яркий пример - квотирование коммерческих запусков искусственных спутников Земли со стороны правительства США. И это неудивительно. Наиболее перспективные в рыночном плане, значимые для безопасности государства, а также связанные с поддержанием технологического лидерства и получением интеллектуальной ренты отрасли никогда не отдавались на откуп свободной конкуренции. Без вмешательства нашего государства (в силу его бедности - в первую очередь на политическом уровне) перспективы развития отечественных технологических лидеров, мягко говоря, туманны.

Стабильный экономический рост любого крупного государства (с численностью населения более 40-50 млн человек) должен основываться в первую очередь на внутренних факторах. Это наглядно демонстрирует успешное развитие новых индустриальных стран, таких как Малайзия, Южная Корея, Таиланд, Тайвань, а также опыт реформирования Китая. В своей внешнеэкономической политике все они в качестве приоритетной задачи ставили не либерализацию, а индустриализацию и технологическое развитие национальных хозяйств. Конечно, просто скопировать модель развития этих стран не получится, да и не стоит. Валютно-финансовый кризис 1997-1998 годов и сохраняющаяся напряженность в регионе показывают ограниченность азиатской государственно-инвестиционной модели развития в условиях глобализации мировой экономики, ее финансовых рынков. Основной критерий отбора "моделей и механизмов" должен быть один: стимулирование инвестиций в высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг в условиях поощрения инвестиций в экономику в целом.

Интеграция в мировую экономику должна сопровождаться внутренней интеграцией. Важным фактором в этом процессе может стать подключение депрессивных регионов к регионам и городам - "локомотивам роста".

Нужно всячески стимулировать вложения денег богатых финансово-промышленных групп в наукоемкие отрасли. Вряд ли стоит ожидать национализации ресурсной ренты, поэтому необходимо использовать сложившуюся ситуацию концентрации доходов в сырьевых отраслях и электроэнергетике, поощряя расширение бизнеса не только в направлении вертикальной интеграции.