Хватит надувать мироздание

Наука и технологии
Москва, 13.05.2002
«Эксперт» №18 (325)
Новая теория Вселенной снимает вопрос о том, что было до того, когда ничего не было

Среди множества вечных философских проблем - тех, что из века в век тщится разрешить любопытное человечество, - загадка происхождения и эволюции Вселенной, безусловно, одна из самых мудреных. Конечно, проще, а быть может, и вернее было бы констатировать ограниченность нашего разума и признать "неисповедимость путей Господних". Однако, какими бы бесполезными ни казались подавляющему большинству людей эти проблемы, новейшая история науки полна удивительных рассказов о попытках раскрытия самых сокровенных тайн мироздания.

Проект невозможного

Колоссальные научные успехи ХХ века приходятся, прежде всего, на долю физики и астрономии, т. е. как раз на те отрасли науки, которые самым непосредственным образом заняты поисками ответов на пресловутые неразрешимые вопросы мироздания. Достаточно лишь упомянуть, что представление о Вселенной как о мире галактик (звездных скоплений) сформировалось всего сто с небольшим лет назад, а вплоть до начала прошлого века космологической истиной в последней инстанции считалась гелиоцентрическая система мира Николая Коперника, созданная в XVI веке. А сегодня любой мало-мальски образованный человек в состоянии хоть что-то сказать и про многомиллиардный возраст нашей Вселенной, и про то, что она расширяется, и про существование черных дыр, и, наконец, про "первопричину всего" - Большой взрыв.

Самый последний и, пожалуй, наиболее амбициозный "проект невозможного" был представлен в конце прошлого месяца Полом Стейнхардтом (Принстон) и Нилом Туроком (Кэмбридж) в журнале Science. Авторы статьи предложили новую теорию Вселенной, которая объединяет в себе как уже известные положения, так и множество оригинальных идей, возникших у исследователей в результате творческого сотрудничества с тремя другими радикальными теоретиками - Джастином Хоури, Бертом Оврутом и Натаном Сейбергом. Но, прежде чем представить наиболее интересные фрагменты их космологических штудий, необходимо хотя бы вкратце рассказать, от какой печки плясали Стейнхард-Турок и коллеги.

Разглаживание морщинок

Современная астрофизика обладает внушительным теоретическим и экспериментальным базисом, позволяющим с удивительной легкостью жонглировать запредельными, с точки зрения обыденного сознания, пространственно-временными величинами (в деталях реконструировать эпизоды древнейшей истории космоса, описывать нюансы строения далеко удаленных от нас галактик и т. д.). Во второй половине ХХ века астрофизика обзавелась и своей "стандартной моделью" - теорией Большого взрыва. Идее Большого взрыва, первоначала нашей Вселенной и пространства-времени, предшествовал целый ряд важнейших открытий.

Известный английский физик-теоретик Стивен Хокинг писал: "Открытие расширяющейся Вселенной было одним из великих интеллектуальных переворотов ХХ века. Задним числом мы можем лишь удивляться, что эта идея никому не пришла в голову раньше. Ньютон и другие ученые должны были сообразить, что статическая Вселенная вскоре обязательно начала бы сжиматься под действием гравитации. Однако вера в ста