Золотой микрофон

Святослав Бирюлин
13 мая 2002, 00:00

Организаторы конкурса "Радиомания" пытаются превратить национальную радийную премию в инструмент работы с рекламодателями и спонсорами

Седьмого мая, когда радийщики отмечали профессиональный праздник, некоторым из них в ГЦКЗ "Россия" вручали премию "Радиомания". За последний год с радийной премией произошли метаморфозы - из сугубо цеховой Премии Попова она превратилась в Единую национальную, а потому попыталась выйти за рамки отраслевого мероприятия и стать общественно значимым событием.

"Мания" поглотила Попова

К Премии Попова у радийщиков отношение было двойственное: с одной стороны, это была единственная профессиональная награда, с другой - значимость ее за пределами круга специалистов оценить не мог никто. Правда, вручение наград, как в любой приличной премии, и здесь сопровождалось скандалами. Так, в 1999 году суперрейтинговое "Русское радио" получило всего одну статуэтку - за звукорежиссуру. Обиженные представители станции буквально попрали приз ногами и пообещали, что больше ни "Русское радио", ни "Радио Классика", входившее тогда в холдинг РМГ, впредь в этом цеховом празднестве участвовать не будут.

Обижались на Премию Попова и регионалы, считавшие ее сугубо московской радиотусовкой, члены которой раз в год вручают призы друг другу. Так что в радиомире едва ли нашелся бы кто-то, у кого не было бы претензий к Премии Попова. Но и другого способа получить официальное признание своих заслуг у радийщиков не было.

Образованный год назад Медиасоюз и Министерство Российской Федерации по связи и информатизации решили взять Премию Попова под свое крыло. Изменилось решительно все. Премия стала называться "Радиоманией". В составе жюри почти не осталось радийщиков, зато туда вошли известные журналисты, телеведущие и музыканты. Вместо статуэток бога Эфира решили вручать золотые микрофоны. Громкие имена в составе оргкомитета, такие как президент Медиасоюза Александр Любимов и министр связи Леонид Рейман, позволили привлечь более семидесяти спонсоров. На роль ведущего пригласили Николая Фоменко. Во время награждения блистали эстрадные звезды. Вручать призы позвали Глеба Павловского, Андрея Вознесенского, Владимира Спивакова, Владимира Преснякова-старшего, Александру Маринину. Церемонию показали по ОРТ. Цель всех этих усилий - привлечь внимание распределителей рекламных бюджетов к радиобизнесу.

"Пурга" из лучших

На конкурс "Радиомании" поступило более 800 работ от 140 радиостанций. Но когда за две недели до церемонии были объявлены тройки финалистов, у всех сложилось ощущение, что "Радиомания" продолжает не лучшие традиции премии-предшественницы: из 29 финалистов половина - москвичи. Однако в списке победителей столичные радийщики заняли шесть строчек из семнадцати.

Больше всех призов получил холдинг "Наше радио" - "Оформление эфира", "Спортивная программа" и "Интернет-сайт". В последней номинации награду поделили радио Ultra, дочерний продукт "Нашего радио", и "Европа Плюс", она, кстати, получила еще и приз "Радио-шоу". Обидчивое "Русское радио", которое на сей раз участвовало, опять получило одну статуэтку - в номинации "Информационный ведущий". "Радиособытием года" стало производство сериалов на "Радио России". Призы "Музыкальный ведущий" и "Звукорежиссер" увезли в Хельсинки представители русскоязычной станции "Спутник". Номинацию "Информационная программа" поделили радио "Континенталь" из Челябинска и ГТРК "Саранск". Премию за лучшую литературную программу из рук Марининой получило радио "Пурга" из Анадыря, а за лучшую юмористическую программу жюри наградило минское "Альфа-радио". В номинации "Главный редактор/программный директор" победила петербургская христианская станция "Теос". Номинация "Лучшая станция" на сей раз не присуждалась. Оргкомитет счел, что сравнивать между собой станции невозможно, даже если они работают в схожем формате. Дело в том, что для достижения успеха в Москве и в Анадыре нужно по-разному говорить, по-разному давать в эфир рекламу, по-разному составлять тематические программы.

Список лауреатов порадовал прежде всего тем, что на него не оказали существенного влияния рейтинги станций. "Середняк" по популярности, "Наше радио" обошло по количеству наград лидирующее в рейтингах "Русское радио". Кроме того, жюри явно не стремилось потакать общественному вкусу. Ни одна из станций, относящихся к формату "русский шансон" ("блатные" песни), который произвел фурор на радиорынке в прошлом году, не была даже номинирована.

Рекламная воронка


Рост рекламы по разным рекламоносителям в 2001 году (%)

В целом "Радиомания" показала, что превратить награждение радийщиков в общественно значимое мероприятие - задача крайне сложная, и все перемены, произошедшие в "устройстве" премии, пока не привели к ее решению. И пусть теперь в составе жюри много известных персонажей, но даже заинтересованный наблюдатель не может понять их выбор - за что именно награждают региональные станции. А это лишает церемонию самого главного - интриги. Неинтересно телезрителям Екатеринбурга и Пскова смотреть, как получает приз станция с Чукотки, они-то ее никогда сами не услышат. Ставка на объективность, конечно же, не может не вызывать уважения, но вряд ли она сделает премию популярнее. Усугубляет положение еще и сама специфика радио: даже звезд радиоэфира мало кто знает в лицо.

Ценность любой профессиональной награды измеряется прежде всего той выгодой, которую из нее можно извлечь. За позолоченной статуэткой должны следовать предложения работы, выгодные контракты, повышенный интерес рекламодателей и т. д. К примеру, "Оскар" автоматически повышает "цену" актера на миллион долларов. Пока же можно сказать, что ажиотаж, созданный организаторами вокруг церемонии, и ее трансляция по ОРТ принесли первые плоды - некоторый общественный резонанс "Радиомания" получила, что дает радийщикам новые возможности. Например, побороться за увеличение своей доли рекламного пирога. По данным за 2001 год, на радио было размещено рекламы на 105 млн долларов, всего 7% от российского рынка рекламы (см. таблицу). Однако беспокоит даже не это - радио нигде не является рекламным лидером. Хуже, что рост рекламных поступлений на радио составил в прошлом году всего 11%, в то время как рост всех рекламных поступлений в СМИ оценивается в 43%, а для телевидения этот показатель составил 63% (см. график).

Так что "Радиомания" - это не просто короткий праздник, это крупная бизнес-акция, цель которой поднять интерес к радиоотрасли и поспособствовать рекламным вливаниям в радиобизнес.


Что такое Медиасоюз

Медиасоюз - творческий союз работников СМИ, общественная организация, созданная в прошлом году. Президент Медиасоюза - Александр Любимов. Организация имеет отделения почти во всех регионах России. В составе Медиасоюза пятнадцать отраслевых гильдий (политической, экономической, культурной журналистики и проч.).