Бескрылая Европа

Русский бизнес
Москва, 27.05.2002
«Эксперт» №20 (327)
Полноценное сотрудничество российского и европейского авиапрома пока невозможно

В прошлый вторник главный исполнительный директор Airbus Густав Хумберт и президент группы компаний "Каскол" Сергей Недорослев подписали договор об открытии в Москве совместного инженерного центра. Его задача - выполнять заказы Airbus на разработку и конструирование комплектующих для авиалайнеров и размещать их производство на российских авиазаводах. Этот первый документ, подписанный в рамках российско-европейской программы кооперации в области авиации и космоса, предусматривает реализацию проектов стоимостью 2,1 млрд евро в течение десяти лет.

Первый и последний

О начале масштабного сотрудничества между нашей страной и Европейским союзом в аэрокосмической сфере было объявлено год назад во время визита президента Франции Жака Ширака в Москву, сразу после заключения соответствующего соглашения между "Росавиакосмосом" и EADS. Возглавлявший тогда делегацию французских бизнесменов президент корпорации EADS (ей принадлежит 80% акций Airbus) Филипп Камю не уставал говорить о важности равноправного сотрудничества между Россией и Европой и даже предлагал нашему авиапрому в будущем войти в состав Airbus, не потеряв своей индивидуальности. При этом глава EADS с негодованием отвергал предположения патриотически настроенных журналистов о том, что отечественные конструкторские бюро вместо создания истребителей теперь, скорее всего, займутся проектированием багажных полок для западных самолетов, как это произошло в результате сотрудничества КБ Ильюшина с одной из крупных американских компаний. По словам Камю, "абсолютно нормально, когда один производитель делает фюзеляж лайнера, другой - кабину, третий - крылья и так далее". В этой цепочке соответствующая роль отводилась и российским предприятиям. Предполагалось, что наши заводы будут производить для Airbus по одной секции для фюзеляжей дальнемагистральных самолетов A-330-A-340 и по 150 секций для ближнемагистральных A-318-A-320, что покроет половину потребностей Airbus в этих деталях. Кроме того, российские специалисты должны были принять участие в проектировании отдельных конструкций самолета-супергиганта A-380 на 555 пассажиров. Общий объем средств, которые российские предприятия должны получить от кооперации с Европой в области гражданского авиастроения, оценивался в 798 млн евро за десятилетие. Однако этот вполне реалистичный проект начал пробуксовывать, едва стартовав. Европейской корпорации предстояло провести переговоры и заключить контракты с нашими предприятиями - участниками кооперации. Но еще в середине августа, то есть спустя полтора месяца после подписания на высшем уровне рамочного соглашения, этого так и не было сделано. А теракты 11 сентября и разразившийся вслед за ними кризис в самолетостроении и вовсе поставили российско-европейский авиапроект на грань краха. Правда, Густав Хумберт после пресс-конференции, посвященной открытию инженерного центра, заявил, что кризис сотрудничеству с Россией не помешает. Тем не менее сама возможность реализации этого проекта в намеченные сроки (до 2011 года)

Новости партнеров

«Эксперт»
№20 (327) 27 мая 2002
Саммит сша-россия
Содержание:
Шериф или ковбой?

Новая атака "Аль-Каиды" на Америку так же неизбежна, как и атака Америки на Ирак

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама