Атака искусственных мальчиков

Культура
Москва, 27.05.2002
Очередной эпизод "Звездных войн" - не только самый ожидаемый фильм года, но и своеобразный итог нескольких десятилетий развития кино. Мелодрамы и детективы отошли на второй план. Список самых кассовых фильмов мира пополняют все новые и новые сказочные зрелища

Когда-то на первых люмьеровских киносеансах нервные женщины шарахались от надвигающегося поезда и поднимали юбки, чтобы не замочить их в набегающей волне. Потом к чудесам синематографа привыкли. Примитивный игрушечный дракон из фильма "Нибелунги" (Фриц Ланг, 1924 год) - недалекий предок спилберговских динозавров - в трепет уже никого не приводил.

У современных режиссеров вновь появилась возможность творить чудеса - взрывать планеты, плодить чудовищ и даже отдавать роли покойным актерам, используя в фильмах их цифровые копии. И на какой-нибудь "Атаке клонов" Джорджа Лукаса зрителям снова нет-нет да и захочется уклониться от летящей на них ракеты.

Простые и трогательные истории наподобие "Человека дождя" как-то вдруг вышли из моды. И напрасно Ларс фон Триер, основатель движения "Догма", в своих манифестах призывает коллег-режиссеров отказаться от спецэффектов и снимать на ручную камеру почти любительское кино. Современный зритель без возражений потребляет грандиозные шоу - а значит, самую большую кассу собирают картины прежде всего зрелищные.

Неизменно одно: в десятке самых кассовых фильмов по-прежнему безраздельно царит Голливуд. Не потому ли, что именно в США расположены самые главные киностудии, специализирующиеся на спецэффектах?

Первые люди

А ведь было же время, когда кино держалось на грамотной режиссуре, интересных сценариях и актерской игре. Теперь на первый план вышли специалисты по спецэффектам. В масштабных проектах вроде "Властелина колец" работа над спецэффектами, как правило, продолжается еще в течение года после завершения съемок. Но эта сверхъестественно развитая техническая сторона фильма почти всегда полностью разрушает сюжет. По крайней мере в последних сериях лукасовских "Звездных войн" он более чем условен.

Любопытно, что сценарий для всех своих "Эпизодов" Лукас написал с самого начала. Однако в 1977 году он начал снимать свою "звездную эпопею" сразу с "Эпизода IV" (1,5 млн долларов за первый уик-энд). Почему? Видимо, потому, что бессвязность повествования первых трех эпизодов в далекие семидесятые невозможно было компенсировать техническими наворотами. И лишь в четвертой части продюсеры усмотрели некоторую цельность сюжета. Она и была снята.

Многочисленные монстры, населившие первую серию "Звездных войн", еще не умели двигаться самостоятельно. Их дергали за ниточки, в их резиновых телах шевелились, прыгали и надували воздушные шарики люди. Однако именно этот фильм положил начало новому, переходному этапу - от законченной истории к бесконечным разрозненным эпизодам, от обычной актерской игры к нескончаемым компромиссам между куклами и людьми.

В последовавшем затем "Инопланетянине" ("Оскар" за спецэффекты) Стивена Спилберга кукла играла одну из главных ролей (ходили, правда, упорные слухи, что внутри резинового инопланетянина скрывался безногий мальчик, передвигавшийся на руках). Однако же сама история была простой и трогательной - в 1982 году Спилберг еще мог себе такое позволить.

В 1993-м его "Парк Юрского периода" собирает ре

Новости партнеров

«Эксперт»
№20 (327) 27 мая 2002
Саммит сша-россия
Содержание:
Шериф или ковбой?

Новая атака "Аль-Каиды" на Америку так же неизбежна, как и атака Америки на Ирак

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама