Русские Вудстоки

Святослав Бирюлин
27 мая 2002, 00:00

Российских рок-фестивалей станет меньше. Если только их организаторам не удастся изобрести новых способов заманивать зрителей

В Москве только что прошли два крупнейших российских рок-фестиваля - "Максидром" и Rock Zone Ultra, а этим летом нам предстоит пережить еще три крупных рок-события. Число и масштаб летних рок-фестивалей поражает воображение. Одно только "Нашествие" сумело привлечь в прошлом году около 120 тысяч зрителей. И хотя до легендарного Вудстока, собравшего 450 тысяч, ему далеко, по российским меркам он стал абсолютным рекордсменом. Впрочем, в нынешнем году стало очевидно, что рок-фестивальное движение идет на убыль.

Мимо цели

Всякий крупный рок-фестиваль преследует две цели - сделать рекламу организатору и спонсорам и, если получится, заработать немного денег. Идеолог "Нашествия" Михаил Козырев так оценил прибыльность рок-фестивалей: в первый год шоу убыточно, во второй иногда удается свести концы с концами, и только после третьего года фестиваль может (именно может) принести прибыль. Так что прибыль - не главное. Рок-фестивали обычно устраивают либо радиостанции (у них это называется внеэфирным проектом), либо пивные компании. И для тех, и для других этот метод саморекламы давно стал традиционным.

Самыми крупными рок-фестивалями у нас считаются "Максидром", организованный радио "Максимум", "Крылья" - протеже пивной компании "Старый мельник" и "Нашествие" - детище "Нашего радио". В этому году до создания собственного рок-фестиваля дозрела и рок-радиостанция "Открытое радио". Похоже, фестивали вообще превращаются в одну из обязательных мер по продвижению станции. Правда, по данным КОМКОН, прошлогодние фестивали "Максидром" и "Нашествие" на рейтинги станций-организаторов существенно не повлияли. Показатели обеих станций если и росли, то ненамного, а то и вовсе падали. Оба шоу, скорее, поддерживали реноме станций-организаторов, создавали у уже завоеванной аудитории их более четкий "портрет". Так что масштабные шоу хоть и мощный рекламный инструмент, но не очень эффективный.

Скрытая угроза

Но не слабая рекламная эффективность угрожает нашим многочисленным рок-фестивалям. Реальная угроза исходит от родственных мероприятий - концертов и гастролей зарубежных звезд. В 2000 году, когда родились "Крылья" и "Нашествие", еще не был полностью исчерпан послекризисный концертный дефицит, потому появление новых рок-фестивалей публика встретила "на ура". Однако за прошлый год и начало этого Москву с концертами посетило и еще посетит такое количество западных групп, кстати не из числа последних, что о дефиците уже не может быть и речи. При этом большинство групп давало стадионные концерты, так что недостатка в больших, веселящих кровь шоу Москва явно не испытывает. И дальше их будет только больше.

Меньше чем через месяц после того, как в Тушине отгремел фестиваль Rock Zone Ultra, знаменитый Оззи Осборн намеревается привезти туда же свой фестиваль Ozzfest. Кроме самого Оззи в нем примут участие "Bad Religion" и "Slayer". А еще этим летом в Москве выступят "A-ha", "Rammstein" и "Garbage". В Тушине строится сцена, которая должна простоять там все лето (!), обслуживая разные концерты. Стадионных концертов уже столько, что публике не хватает традиционных "Олимпийского" и Тушина, и она вновь активно осваивает подзабытые "Лужники".

Гастрольная афиша становится все разнообразнее, а наши рок-фестивали все больше напоминают друг друга. В прошлом году три рок-фестиваля - "Крылья", "Максидром" и "Нашествие" - организовала одна и та же команда - и они стали близнецами-братьями: одни и те же участники, одни и те же песни, одна и та же идеология. Все они противопоставляют "чистый", "искренний", "настоящий" рок-н-ролл "синтетической", "искусственной" поп-музыке. Стираются различия - затухает интерес. Прошлогодние "Крылья" уже нельзя назвать очень успешными - народу собралось меньше, чем могло вместить поле. На нынешнем "Максидроме" тоже были пустые кресла. Значит, пора изобретать способы сделать эти три фестиваля не похожими друг на друга... Или слить их воедино.

Выбор пути

Первыми угрозу собственному детищу почувствовали хозяева "Максидрома". Еще в прошлом году программный директор "Максимума" Михаил Эдельман обещал, что фестиваль ждут глобальные перемены. В этом году они, правда, выразились лишь в том, что на "Максидром" впервые пригласили иностранных участников - прибалтийскую группу "Brainstorm" и нью-йоркского певца Eagle Eye Cherry, который, однако, так и не приехал. Других радикальных отличий от прошлогоднего обнаружить не удалось.

Впрочем, уже к следующему году фестиваль и впрямь может в корне измениться. Во-первых, глядя на зарубежных коллег ("Brainstorm", по слухам, получили 5000 долларов), российские рокеры могут потребовать от организаторов гонорары. Так окончательно рухнет главный принцип, положенный когда-то в основу фестиваля, - играть бесплатно. Тогда "Максидром", при всей своей богатой истории, перестанет быть статусным мероприятием и превратится в обычный коммерческий фестиваль.

Во-вторых, в менеджменте радио "Максимум" в последние два месяца происходят большие перемены. По слухам, кресло под Михаилом Эдельманом уже качается, и прошедший "Максидром" как раз должен был бы стать финальной точкой его карьеры на "Максимуме". Другие источники утверждают, что "Максимум" готовят к продаже: якобы акции, принадлежащие ИД "Московские новости", уже пристроены, а американский соучредитель - компания StoryFirst Communication, хоть и заявляет, что не собирается продавать свою долю, мол, сама пойдет с молотка. Вроде как и покупатель уже известен - совместное детище Теда Тернера и Бориса Березовского "ЛогоВАЗ News Corporation". Если эта купля-продажа состоится, то и вокруг фестивалей закрутится интрига. Дело в том, что "ЛогоВАЗу" уже принадлежат и "Наше радио", и радио Ultra, генеральным продюсером которых является бывший программный директор "Максимума" Михаил Козырев. Тогда он станет хозяином сразу трех фестивалей - "Максидрома", "Нашествия" и Rock Zone Ultra. И почему бы Козыреву не слить воедино "Максидром" и "Нашествие", ведь эти похожие друг на друга рок-тусовки станут еще и корпоративными родственниками.

Что касается "Крыльев", то у фестиваля в этом году будет новый организатор - компания Silence Pro, возможно, это позволит ему чем-то принципиально отличиться от "Максидрома" и "Нашествия". Что явно нелишне, ведь надо хоть как-то бороться за выживание. Борьба эта будет неравной - русскоязычным фестивалям, представляющим популярный, но очень узкий мир русского рока, предстоит сражаться не только с привозными аналогами вроде Ozzfest, но и просто с концертами зарубежных звезд.

По большому счету, у фестивального движения в России есть два пути. Если оно пойдет по первому, то фестивали-"клоны" будут продолжать междоусобную борьбу, пока один супергигант не подчинит себе весь рок-рынок. А можно пойти другим путем, причем нельзя сказать, что он будет русским и особенным. Именно так действовали Австралия или Бразилия - страны, не имеющие, как и Россия, собственных богатых рок-н-ролльных традиций. Каждая из них организовала у себя один, но большой и международный фестиваль, где выступают и приезжие звезды, и местные знаменитости. И Big Day Out и Glastonbury уже стали фестивалями с мировым именем. Если наши рок-фестивали перестанут бороться за свою "самость", рискнут позаимствовать этот западный опыт, то у них есть шанс не превратиться в ежегодные вечеринки в честь радиостанции или спонсора.