Грядет тихая революция в микроэкономике

Русский бизнес
Москва, 27.05.2002
«Эксперт» №20 (327)
Новая политика государства в области управленческого учета позволит возродить экономические службы предприятий и сформировать национальную модель управления

В этом году наша страна преодолела очередной исторический рубеж. До 1 января 2002 года у нас был один учет - бухгалтерский. С 1 января их стало два - появился еще и налоговый. Первый отвечает за оценку финансового состояния предприятия и предоставляет информацию о нем внешним пользователям, а второй дает информацию государству о том, сколько денег в казну можно получить с предприятия. В марте к двум учетам прибавился третий, управленческий. На первый взгляд то, что произошло, касается узкого технического аспекта жизни бизнеса. В действительности же это затрагивает ключевые вопросы экономического развития, такие как повышение эффективности российской экономики и формирование национальной модели управления.

Но вот что делать с управленческим учетом - пока никто не понял. Как мало кто связал его появление с ежегодным посланием президента, где выдвинуты задачи ускоренного развития экономики и инновационных процессов в ней. А ведь эти задачи напрямую увязаны с нынешней государственной политикой в области управленческого учета. Государство меняет свой взгляд на развитие экономики. Если раньше его цель была собирать налоги, то есть оно смотрело в прошлое и думало о том, сколько денег можно из него добыть, то теперь оно глядит в будущее и думает о том, как заработать деньги завтра. А для этого нужен новый учет, который приспособлен для разглядывания этого завтра.

И тут возник ряд проблем. Прежде всего выявились два подхода к самому понятию управленческого учета. Согласно первому, традиционному, управленческий учет - это все, что сверх бухгалтерского и налогового учета, которые считаются базовыми. Второй, новаторский, предлагает обратную формулу: управленческий учет - это весь учет, бухгалтерский и налоговый в том числе.

Почему разница в определениях принципиальна? Да потому, что речь идет о двух разных подходах к информационной модели предприятия: традиционный ориентирован как бы на одномерное, внешнее измерение бизнеса, а новаторский - на многомерное, внутреннее. Можно брать данные бухгалтерского (или налогового) учета и затем "расшивать" их для нужд управления компанией. Так многие и делали до сих пор. Но такой путь похож на решение задачи с конца. Разумнее, наоборот, собирать исходные данные по предприятию и, агрегируя их определенным образом, предоставлять вовне. Во всем мире по этой причине бухгалтерский и налоговый учеты даже не называют учетами, это - лишь виды отчетности, составленной на основе данных учета. А учет общий - управленческий.

К тому же бухгалтерский и налоговый учеты не отвечают новым задачам по существу. Чтобы планировать рост экономики, необходимо от учета показателей "работы", обращенных в прошлое (объемно-календарный план и затраты) переходить к учету показателей "качества и эффективности", которые обращены в будущее. А здесь большая доля приходится на нефинансовые и субъективные параметры: цели, стратегии, доли рынка, уровень подготовки персонала и т. д. И нужна система учета, которая "замеряла" бы эти показатели.

Новый взгляд

Новости партнеров

«Эксперт»
№20 (327) 27 мая 2002
Саммит сша-россия
Содержание:
Шериф или ковбой?

Новая атака "Аль-Каиды" на Америку так же неизбежна, как и атака Америки на Ирак

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама