От ядерной зимы зонтик не спасает

Политика
Москва, 27.05.2002
«Эксперт» №20 (327)
Угрозы создания Америкой эффективной противоракетной обороны на сегодняшний день не существует

На завершившемся в Москве саммите Владимир Путин и Джордж Буш подписали третий договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). Это первый подобный документ в условиях новой реальности, созданной односторонним выходом США из Договора по противоракетной обороне (ПРО) 1972 года, который считался основой всей системы международной стратегической безопасности.

Крайняя лаконичность и неконкретность договора СНВ-3 во многом стала результатом того, что Россия еще не освоилась в этой новой реальности, не просчитала до конца все минусы и, возможно, плюсы, которые влечет за собой развертывание американской национальной ПРО, и, соответственно, не определилась с собственной стратегией ядерной безопасности.

Что им стоит ПРО построить

Будущая глобальная эшелонированная система противоракетной обороны в том виде, в каком она была представлена администрацией Джорджа Буша, очень напоминает аналогичную программу Рональда Рейгана, известную как СОИ - Стратегическая оборонная инициатива. Тогда, в середине 80-х, американские политики и военные уже обещали развернуть тысячи перехватчиков, готовых стартовать наперерез боеголовкам противника, и боевые космические платформы, способные дотягиваться смертоносным лазерным лучом до любой точки на поверхности Земли и сбивать вражеские ракеты на взлете. Как известно, ничего этого реализовать не удалось.

Сегодня, спустя два десятилетия, планы администрации Буша менее амбициозны, требования, предъявляемые к будущей системе, заметно скромнее. Но все же и эта, вторая по счету, программа создания ПРО - скорее декларация желаемого, а не реально выполнимого.

"Сама по себе задача перехвата ракеты технически чрезвычайно сложна, не случайно ее сравнивают с необходимостью попасть пулей в пулю. В Соединенных Штатах за последние три десятилетия на НИОКР по противоракетной обороне было истрачено более ста шестидесяти пяти миллиардов долларов. Но без преувеличения можно сказать, что пока гора родила мышь", - сказал в интервью корреспонденту "Эксперта" директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов.

Обратимся к фактам. Начнем с наземных ракет-перехватчиков. К настоящему моменту проведено шесть испытаний - четыре, по утверждению Пентагона, прошли успешно. Вопрос только в том, что понимать под словом "успех": ведь среди задач, которые должны решать создаваемые перехватчики, нет главной - способности отличать падающие боевые блоки от множества ложных целей.

"Предполагается, что разведка будет снабжать разработчиков ПРО информацией о возможностях противника каждые два-шесть месяцев... Если же характеристики боеголовок и ложных целей не будут известны заранее, эффективность системы будет значительно снижена", - говорится в документе одного из подразделений Пентагона. То есть если перехватчики и смогут сбивать боеголовки, а не "пустышки", то лишь при условии, что они будут загодя знать, из какой страны прилетят ракеты и какие разновидности ложных целей на них установлены. Выходит, наземный сегмент будущей ПРО не сможет вы

Новости партнеров

«Эксперт»
№20 (327) 27 мая 2002
Саммит сша-россия
Содержание:
Шериф или ковбой?

Новая атака "Аль-Каиды" на Америку так же неизбежна, как и атака Америки на Ирак

Наука и технологии
На улице Правды
Реклама