Реакция инвестора на ласку

Валентин Шевченко
3 июня 2002, 00:00

Самые высокие в стране темпы промышленного роста Ленинградская область обеспечила путем разработки системы льгот и "штучной" работы с инвесторами

За первый квартал этого года объем производства промышленной продукции в Ленинградской области увеличился на 31,5% по отношению к соответствующему периоду прошлого года, в то время как в целом по стране рост составил 2,6%. Этот "взрыв" произошел после нескольких лет стабильного роста, в результате чего валовой региональный продукт вырос в три с лишним раза, а область стала донором федерального бюджета. Специалисты уже заговорили о "ленинградском экономическом чуде".

Сами руководители региона главной причиной успеха считают активизацию иностранных инвесторов, хотя и наши капиталисты времени зря не тратили. К миллиарду долларов приближается сумма инвестиций, пришедших за последние пять лет в экономику. На территории заработали предприятия крупнейших транснациональных корпораций. "Регионом года" назвал Ленинградскую область совет директоров Торгово-промышленной палаты США и вручил губернатору Валерию Сердюкову награду "За выдающиеся успехи по привлечению инвестиций в экономику России".

С чего начинали

Чтобы корректно оценить феноменальные цифры роста, надо представлять стартовую позицию, а она была очень низкой. К 1997 году Ленинградская область находилась буквально "на дне". объемы производства по сравнению с последним советским - 1991 - годом упали почти в четыре раза. Экономика держалась фактически на одном предприятии - "Киришинефтеоргсинтезе", дававшем львиную долю доходов в бюджет. Благополучие самого бюджетообразующего предприятия целиком зависело от колеблющейся мировой конъюнктуры и от постоянно меняющегося отношения к предприятиям ТЭК со стороны властей страны. Лихорадило Кинеф - трясло всю область. Нечем было платить бюджетникам. Массовые выступления протеста голодных пенсионеров в Гатчине стали символом социальной катастрофы региона.

На таком фоне в областной администрации разрабатывалась стратегия вывода региона из кризиса. В ее основе было два пункта - диверсификация экономики (чтобы не зависеть от одной отрасли) и привлечение иностранных инвесторов. По второму пункту ставка была сделана на "крупняк" - все усилия направлялись на то, чтобы заманить сюда фирмы с мировыми брэндами, а остальные, дескать, сами потянутся. Рассчитывать на возвращение крупных госзаказов, а уж тем более на прямую помощь государства тогда не приходилось, да и отечественный капитал на тот момент был занят дележкой лакомых кусков старой российской экономики, ему было не до инвестиций.

И что могла предложить область этим самым акулам мирового бизнеса, готовым рискнуть средствами и застолбить место на кризисном, но перспективном российском рынке? Вице-губернатор по экономике и инвестициям Григорий Двас так формулирует конкурентные преимущества Ленинградской области: "Первое - выгодное геоэкономическое местоположение, общая граница с Финляндией и Прибалтикой, выход к Балтийскому морю. Развитая транспортная инфраструктура. Благоприятные условия для размещения производств, ориентированных на сбыт продукции как на внешнем, так и на российском рынке. Второе - энергодостаточность региона, доступ к относительно дешевой электроэнергии Ленинградской АЭС, соответственно - хорошие предпосылки для размещения энергоемких производств, в частности металлургических, и лесопромышленного комплекса. Третье - сырьевая база, в первую очередь лес и перспектива его переработки в конечную продукцию. Заметим, что и к лесу есть хороший доступ, его удобно вывозить. Плюс богатые месторождения строительного камня, а также сланца. И четвертое - сохраненный с советских времен высокий научный потенциал и квалифицированные кадры".

Эти аргументы подействовали на потенциальных инвесторов, но в первую очередь им были нужны гарантии безопасности и поддержки от властей. И в 1997 году в области был принят "исторический" закон "Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области". Определенные этим документом льготы инвесторам (по налогу на прибыль, на имущество предприятий) составляли от 30 до 70% стоимости проекта. Вице-губернатор по финансам Александр Яковлев подчеркивает: "Когда центр накладывал ограничения на льготную политику региона, власти области находили способы компенсировать потерянное - например, за счет дополнительных субвенций инвесторам из бюджета". То есть можно было сослаться на форс-мажор, на решение федеральных властей, аннулирующее льготы. Но инвестору это безразлично. Он увидел бы, что власти слово не держат, и ушел бы. Ленинградская область пошла на то, чтобы из небогатого своего бюджета оплачивать обещанные льготы. Инвестор это оценил.

Штучная работа

Было бы наивно полагать, что иностранцам некуда вкладывать деньги, кроме как в Ленинградскую область. Под боком был Санкт-Петербург с массой простаивающих предприятий с удобными площадками и налаженной инженерной инфраструктурой. Кроме того, и в других соседних регионах (том же Великом Новгороде, к примеру) стремились привлечь инвесторов и принимали заманчивые законы об инвестиционной деятельности. Но деньги охотнее шли именно в Ленинградскую область. Первая причина уже названа: здешние власти доказали, что умеют держать слово. Кроме того, в области хорошо понимали, что одним законом дела не решить. И если в стране пока еще нет (и, видимо, долго не будет) благоприятного инвестиционного климата, надо просто своими силами защищать каждого отдельно взятого капиталиста. В областной администрации был создан специальный отдел, который занимается конкретным сопровождением каждого проекта. "Это, можно сказать, ручное управление, - говорит Григорий Двас, - в том смысле, что мы за ручку ведем инвесторов через все бюрократические инстанции".

Например, с помощью властей области удалось оперативно договориться с упорно сопротивлявшимися экологами и затягивавшими вопрос энергетиками при размещении производства дорожной техники знаменитого Caterpillar в Тосно. Успешная работа по оптимизации таможенных платежей с самого начала проекта была налажена для компании International Paper. Проще говоря, работа органов власти области с инвестором на всех стадиях проекта была четко настроена на одно - убирать препятствия. А остальное деловые иностранцы сделают сами.

Эффективная "штучная" работа местных властей с инвесторами объясняется не только субъективными причинами. Аппарат работал в условиях политической стабильности в руководстве области. При смене губернатора на местах осталось большинство чиновников. Каждый давно знал фронт работ, не беспокоился за свое будущее и поэтому занимался порученным делом, а не групповой борьбой за политическое влияние на губернатора (в соседнем Санкт-Петербурге в пучинах такой борьбы потонуло немало перспективных инвесторов).

Кто и с чем пришел

Благодаря этому и пришел в регион "крупняк", на которого так рассчитывали. Вот лишь несколько примеров. Построен и вот-вот будет запущен завод компании Ford во Всеволжске, на котором планируется выпускать 25 тыс. автомобилей в год. Динамично развивается фабрика по расфасовке растворимого кофе "Крафт-Фудс". Успешно работают картонажная фабрика "АссиДомен" и предприятие по переработке табачного сырья "Кресс-Нева".

Приток крупного иностранного капитала принципиально изменил инвестиционный климат в области. Успешное сотрудничество зарубежного бизнеса с властями региона показало, что с ними можно и нужно работать. В экономику области стали вкладывать значительные деньги и российские предприниматели. И не только по инвестиционным договорам. Характерным примером притока крупного российского капитала в экономику области стало ООО "ПО 'Киришинефтеоргсинтез'".

Настоящий бум произошел в областном птицеводстве. Среди флагманов отрасли можно выделить холдинг на базе двух объединившихся фабрик - "Скворицы" и "Заводская" - в Гатчинском районе. Прежде всего именно они полностью вытеснили пресловутые "ножки Буша" с областного, да и с питерского рынков и заставили забыть времена, когда областные и городские власти всерьез говорили об угрозе потери продовольственной независимости. Другой отраслью, получившей ощутимый приток российского капитала, стал лесопромышленный комплекс. Значительные деньги пришли в промышленность стройматериалов. Примером перспективной, развивающейся компании является группа ЛСР. Стоит подчеркнуть, что залогом успеха компании, по словам ее вице-президента Георгия Богачева, стала поддержка со стороны властей области. В свою очередь, фирма ощутимо пополняет региональный бюджет и участвует в социальных программах региона.

Важнейшим моментом в развитии экономики области стал приток инвестиций в традиционные и более всех пострадавшие от кризиса начала 90-х производства. Модернизируется целлюлозно-бумажный комбинат ОАО "Светогорск", владельцем которого стала американская компания International Paper. На заводе "Фосфорит" быстрыми темпами восстанавливает производство российская Минерально-химическая компания, которая принадлежит группе МДМ. Таких примеров уже много.

Важным делом федерального масштаба стало строительство портовых хозяйств в Приморске и Усть-Луге. В Усть-Луге планируется возведение многофункционального комплекса с общим грузооборотом до 35 млн тонн в год. В Приморске размещается комплекс для перевалки основных объемов экспортной нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций пропускной способностью 29 млн тонн нефти в год. В проекты вложены десятки миллионов долларов. Их общая стоимость после завершения строительства превышает миллиард долларов. Уже введен в строй угольный терминал в Усть-Луге. Через Приморск отгружено 4 млн тонн нефти. Предполагается, что только Приморский портовый комплекс будет ежегодно давать в бюджет области около 13 млн долларов. А выгоду страны нельзя оценить только деньгами. Ведь грузы пойдут напрямую из России на Запад, а не транзитом через территорию соседних стран.

Никакой промполитики на уровне области

Просмотрев длинный список недавно пришедших в область и успешно развивающихся предприятий различных отраслей экономики, мы задаем вопрос о приоритетах инвестиционной и промышленной политики властей региона. Отвечая на него, Григорий Двас был предельно категоричен: "Никакой промышленной политики на уровне региона быть не может - она может быть и должна быть только на уровне государства в целом. А приоритеты в инвестиционной политике области полностью определялись приоритетами инвесторов. Приветствовались все, кто хотел работать в области".

Вице-губернатор по финансам Александр Яковлев подчеркнул, что вновь приходящему инвестору не нужно подстраиваться под действующее инвестиционное законодательство. Напротив, власти области делают все, чтобы законодательство максимально соответствовало интересам инвестора. Оперативно принимались поправки и дополнения к базовому закону "Об инвестиционной деятельности". Проще говоря, в области действовало четкое правило: закон для инвестора, а не инвестор для закона.

Экономические успехи области могли бы быть больше, если бы удалось скоординировать усилия с соседним Санкт-Петербургом. Но на практике выходило иначе. Например, значительная часть промышленной продукции, производимой в области, продается городскими организациями оптовой торговли. Соответственно, в городе оседает значительная часть налогов, "созданных" в области.

Тем временем приток капитала в область нарастает. Достигнута и другая цель - теперь не только "нефтянка" пополняет бюджет, есть еще почти три десятка крупных источников доходов. Особенно заметны промышленные успехи области в сравнении с тем, что достигнуто в стране и в других субъектах федерации. В регионе промышленной продукции на душу населения выпускается больше, чем в среднем по России и ее крупнейшим городам - Москве и Санкт-Петербургу. К этому надо добавить, что область восстановила почти 80% своего промышленного потенциала 1991 года, в то время как соседний Санкт-Петербург - чуть более 40%.

Профицит

Промышленный рост принципиально изменил состояние финансов области. За последние два года бюджет сводится с существенным профицитом. Регион был переведен из разряда дотационных в доноры. Впечатляют темпы роста доходной части бюджета. За последние четыре года она выросла более чем в четыре раза и достигла 8,4 млрд рублей. Характерным образом изменилась и структура доходов - сказалась проводимая руководством области экономическая политика. На первое место среди статей доходов бюджета вышел налог на доходы физических лиц. Проще говоря, люди стали больше получать "белой" зарплаты, да и размеры ее выросли. Серьезный вклад в бюджет области внесли и иностранные предприятия. Акцизы стали второй по величине статьей доходов бюджета, что связано в основном с быстрым ростом объемов производства компании "Филип Моррис Ижора". На примере отношений компании с бюджетом области особо проявился эффект регионального инвестиционного законодательства. Сигаретный гигант с начала своей работы в 2000 году внес в бюджет сумму, многократно превышающую объем льгот, предусмотренных для всех инвесторов региона вместе взятых.

Было бы некорректно представлять финансовую ситуацию в области только в розовом цвете. У региона есть свои узкие места. Приличной гирей (28% всего бюджета) висят старые и новые долги. Их надо обслуживать и отдавать. Приходится заниматься реструктуризацией долгов и проводить крайне осторожную политику заимствований, чтобы не ухудшить ситуацию. Работа с молодой эффективной компанией "Группа Вэб Инвест", являющейся финансовым консультантом правительства области, во многом облегчает эти задачи. Руководитель "Вэб Инвеста" Александр Винокуров оптимистичен в своих оценках финансовой ситуации в области. По его мнению, в этой сфере есть "устойчивый рост".

Что достается людям

Что население региона получило от промышленного бума? Прежде всего - работу. В области практически снята проблема безработицы. К концу прошлого года ее показатель составил всего 1,5%. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в ноябре 2001 года увеличилась на 24,5% по сравнению с ноябрем 2000-го. Средняя номинальная зарплата одного работника, начисленная за ноябрь 2001 года, составила 3708 рублей.

Промышленный бум позволил решить застарелые социальные проблемы. Полностью ликвидирована задолженность по выплате пенсий. Решаются проблемы с жильем. За последний год за счет всех источников финансирования в области введено в строй 5029 квартир, или 391,6 тыс. кв. м общей площади жилых домов. Одним из главных признаков того, что кризис позади, стало строительство новых школ и больниц. Все очень просто: доходы бюджета выросли в четыре раза, и ровно во столько же раз выросли затраты на социальную сферу.

Что впереди

В ближайшие годы, по оценкам экспертов из областной администрации, сохранятся все предпосылки для продолжения промышленного бума. Ожидается приход новых крупных иностранных инвесторов. По некоторым данным, это будут John Deer, Electrolux, Volkswagen. За год ожидается приток до 440 млн долларов иностранного капитала и еще больше - отечественных инвестиций. Во всем объеме средств, вложенных в экономику области, будут преобладать прямые отечественные инвестиции. При этом львиную долю составят собственные ресурсы предприятий.

В ближайшие два года "прорывными" отраслями с наиболее быстрым ростом станут, по мнению аналитиков, пищевая промышленность и промышленность стройматериалов. Ставится задача за те же два года увеличить валовой продукт области с нынешних 76 до 130 млрд рублей и значительно превзойти уровень, достигнутый до распада СССР (вряд ли стоит объяснять, что качественное содержание новой экономики гораздо лучше, чем было в ту пору). Тогда можно будет говорить, что "ленинградское экономическое чудо" состоялось.