Возвращение имени

Руслан Одиноков
3 июня 2002, 00:00

Мотивация и репутация - два ключевых слова в процессе возрождения кингисеппского завода "Фосфорит"

До недавнего времени кингисеппский завод минеральных удобрений "Фосфорит" считали обреченным на смерть, как и многие другие флагманы советской индустрии. Выпуск продукции снизился почти в три раза, оборудование без ремонта приходило в негодность, с завода было украдено все, что можно украсть, а работники получали символическую зарплату. Требовалось очень много оптимизма, чтобы взяться поднимать завод, и много сил и средств, чтобы этот подъем осуществить.

Все это нашлось у минерально-химической компании "Еврохим". Зачем они купили этот погибающий завод и что хотят с ним сделать - такой вопрос задал корреспондент "Эксперта" президенту "Еврохима" Николаю Левицкому.

- Потому что мы уверены: у "Фосфорита" блестящее будущее. Достаточно двух факторов - близость к портам и собственная сырьевая база, фосфориты. Кроме того, наша компания владеет и Ковдорским горно-обогатительным комбинатом в Мурманской области, который традиционно поставляет апатитовый концентрат на это предприятие. Логично было замкнуть производственную цепочку.

- Мы знаем, что "Фосфорит" всегда работал, да и сейчас работает в основном на экспорт. Это же золотая жила. Как же умудрились довести ее до истощения?

- Во-первых, ухудшилась мировая конъюнктура, цены на фосфорные удобрения упали на сорок процентов за полтора-два года. Но главное - это проблемы менеджмента и подходов к собственности. Завод задолжал много денег железной дороге, структуры, близкие к прежнему руководству МПС, его обанкротили, не имея четкого представления о том, что с ним дальше делать. Ну и так далее - типичная и печальная история. Сейчас, к слову сказать, у нас строятся взаимовыгодные деловые отношения с новым руководством МПС.

- Теперь, наверное, прорва денег нужна, чтобы поднять предприятие с колен?

- Это само собой. Однако простое наведение порядка, дисциплины, учета, внедрение современного стиля управления привело к двукратному увеличению выпуска продукции и выходу на текущую безубыточность.

- Но такие резервы, как правило, быстро исчерпываются...

- Да, теперь нужна серьезная работа по обновлению фондов, реконструкции, нужны серьезные расходы. Мы готовы крупно инвестировать, у нас есть детально разработанная программа. Но и помощь областных властей необходима. Мы уже договорились: с нашей стороны - инвестиции, от администрации - льготные условия по налогам, по тарифам на электроэнергию.

- А почему администрация должна создавать кому-то особые условия?

- Потому что ее задача - сохранение и восстановление промышленного потенциала области. Без стратегического инвестора комбинат ждал бы экономический коллапс, закрытие рабочих мест, разрушение производства, для поднятия которого понадобились бы гораздо большие деньги. Если бы сегодня мы не взялись за реконструкцию, завтра можно было бы о "Фосфорите" забыть. И район надолго бы остался головной болью области. А сегодня мы имеем рост, обновление. Кроме того, льготы даются на время, и за это время "Фосфорит" встанет на ноги. Следовательно, завтра область получит стабильное предприятие, стабильные налоги, зарплату. Меня радует, что у губернатора и его команды есть понимание этого.

- Вам, наверное, пришлось как следует перетряхнуть управляющий персонал? Надеемся, обошлось без скандалов?

- Проблема "Фосфорита" - нехватка квалифицированных специалистов, мы активно привлекаем их с других наших предприятий, возвращаем ушедших в свое время из-за разрухи, наводим дисциплину, боремся с воровством и хищениями. Люди почувствовали, что впервые за десять лет на завод пришел хозяин с ясной и твердой политикой. И это им нравится.

В подъеме комбината участвуют специалисты Ковдорского ГОКа, "Невинномысского азота", большая бригада с нашего литовского предприятия "Лифоса". У "Лифосы", кстати, нам есть чему поучиться: к примеру, там работает всего около тысячи человек, на "Фосфорите" - пять тысяч, а выпуск продукции почти одинаковый. Почему? Все дело в мотивации. Раньше "Фосфорит" жил по социалистическому принципу: в этот месяц произвели тридцать тысяч тонн, в другой пятьдесят, а зарплата одинаковая. Такую систему мы изживаем.

- Какова все-таки главная на сегодня проблема?

- Доброе имя. До нашего прихода продукцией "Фосфорита" торговали десятки фирм и фирмочек, не было единой маркетинговой и сбытовой политики. Когда мы пришли, сразу столкнулись с недоверием потребителя. "Фосфорит" последнее десятилетие только и делал, что подводил своих партнеров. Сегодня наши партнеры видят, что "Фосфорит" уже более полугода ритмично работает, они начинают идти на долгосрочные контракты, без которых ни одно подобное производство работать не может. Если только на возвращение доброго имени ушло около года, для налаживания стабильного сбыта нужно еще много трудиться.

- Но для начала, видимо, нужно вернуть производство к показателям лучших времен?

- Безусловно. Мы планируем масштабную реконструкцию с тем, чтобы резко нарастить объемы производства. Уже начали вложения в цех экстракционной фосфорной кислоты, сернокислотное производство, рудник и другие значимые цеха. Разработана инвестиционная программа на три года, а до конца этого года планируем истратить здесь не менее десяти миллионов долларов.

- Вы говорили о плохой конъюнктуре мирового рынка минеральных удобрений. Она что, улучшается?

- Пока ощутимого улучшения нет. На мировом рынке сейчас избыток фосфорных удобрений. Кроме того, и на внутреннем рынке возникла сильная конкуренция, особенно в нашем Северо-Западном регионе, где находятся такие крупные производства, как новгородский "Акрон" и череповецкий "Аммофос". Тем не менее возможности расширения сбыта и внутри страны, и за рубежом имеются. В марте при содействии областной администрации мы заключили соглашение с ОАО "Леноблагропромхим" на поставку хозяйствам области семи с половиной тысяч тонн удобрений и уже выполнили его.

Идет большая работа на экспортном направлении. Плотно работаем, например, с Бразилией, а это один из сложнейших рынков в мире, потребитель там избалован, мы стараемся учесть все его требования. Среди наших партнеров также Германия, Франция, Аргентина, Польша - всего пятнадцать стран. Сегодня "Фосфорит" экспортирует до девяноста пяти процентов своей продукции. Но я считаю, что доля отечественного потребителя должна вырасти. Уверен, что крепнущий аграрный сектор России востребует нашу продукцию.