Успехи правительства Ленинградской области очевидны: серьезный приток инвестиций и заметный экономический рост - факты, от которых никуда не денешься. Но перспективы этого региона еще более значительны. О путях реализации потенциала Ленинградской области и о той роли, которую в этом процессе смогут сыграть страховщики и банкиры, мы беседуем с вице-президентом Всероссийского союза страховщиков, генеральным директором страховой компании "Русский мир" Павлом Зубрилиным.
У Ленинградской области есть предпосылки быть лучше большинства других регионов
- Павел Валентинович, ваша компания открыла филиалы по всей Ленинградской области, страхует крупные областные предприятия - словом, вы неплохо знаете ситуацию в регионе. Что вы можете сказать о сложившемся в области деловом климате?
- В последние годы он, безусловно, изменился к лучшему - прежде всего стало гораздо больше квалифицированных инвесторов. Возьмем, к примеру, строительство порта в Усть-Луге. В отличие от того, что было раньше, сегодня проектом занимаются люди, четко знающие, зачем им нужен порт и как возвращать деньги, вложенные в его строительство. То же и с Приморским портом - его строительство наряду с государством финансируют нефтяные и газовые компании, которые будут использовать этот порт в дальнейшем. Новые инвесторы, хорошо понимающие русский бизнес, появились на целлюлозно-бумажных комбинатах - прежде всего Выборгском и Светогорском.
- Но говорят и о том, что потенциал развития этого региона далеко не исчерпан...
- У Ленобласти есть предпосылки быть лучше большинства остальных регионов. Акватория Финского залива, многочисленные реки и каналы, соседство с мегаполисом, государственная граница с Финляндией - все это теоретически способствует быстрому развитию региона. На практике же еще не весь потенциал Ленобласти реализован. Я называл проекты, которым "повезло" с инвесторами, но есть и менее благополучные примеры. Буксует - правда, замечу, не по вине правительства области - строительство Светогорского пограничного перехода. Кто только из российских чиновников не приезжал его открывать, включая Касьянова, а переход как не работал, так и не работает. Через него идут немногочисленные жители города Светогорска, и больше никто. Так происходит потому, что федеральная дорога Светогорск-Выборг не может принять большой грузопоток, а на ее реконструкцию у Москвы, видимо, денег нет. Вот вам классическая ситуация, в которой государству надо прибегать к помощи бизнеса. Достроить переход можно было бы, привлекая средства крупных транспортных компаний, банков и, наконец, страхового бизнеса.
- Интерес транспортников в таком проекте понятен - они будут перемещать через границу грузы. Ну а банкиры и вы, страховщики, от трансграничных коридоров вроде бы далеки.
- Ошибаетесь: дело банков - обслуживать финансовые потоки тех же транспортников и, скажем, ставить на границе банкоматы. Нам же, страховщикам, крайне интересно все, что связано с перемещением людей, грузов и автотранспорта. Не случайно "Русский мир" активно работает в морском порту Санкт-Петербург: страхуем компании, которые обслуживают грузы в порту; и сами по себе портовые сооружения; и технику - краны, тягачи; и людей, занятых опасной работой - уровень травматизма в портах достаточно высок. Таким образом, мы от всей души желаем, чтобы порты в Приморске и в Усть-Луге, Светогорский погранпереход быстрее заработали в полную силу, а существующий переход Торфяновка был бы модернизирован. Еще надеемся, что будет когда-нибудь построена кольцевая дорога (КАД), которая проходит по территории Ленобласти, но находится в ведении федерации. Сейчас с этим проектом много проблем: у КАД, по сути, нет хозяина - он потерялся где-то в Москве.
- Вы говорите об инвестиционных проектах как сторонний наблюдатель: хорошо бы достроить то, другое, третье... Почему бы страховщикам самим не поучаствовать в финансировании больших строек? Сначала создайте объект, а потом его страхуйте. На Западе страховые компании являются очень крупными инвесторами.
- Логика в такой постановке вопроса есть, но учтите: страховые компании, как и банки, работают в основном на заемных средствах. Я могу вкладывать деньги своих клиентов в тот или иной проект только тогда, когда он пусть не очень доходен, но стопроцентно ликвиден. Та же КАД, в принципе, весьма интересна для инвесторов, включая страховщиков. В то же время никто не даст денег, чтобы их закопали в грунт. Должен быть создан нормальный, прежде всего прозрачный, инвестиционный проект. Может, такие проекты есть, но мы о них не знаем. Мое пожелание к региональным властям: больше информировать российский бизнес о своих начинаниях.
Кроме того, чтобы страховщики активно инвестировали деньги в экономику, сначала надо дать им возможность эти деньги заработать. В Западной Европе государства после войны ввели множество видов так называемого принудительного страхования, в результате чего страховые компании постепенно стали крупными инвесторами. У нас в Ленобласти, как и в Петербурге, я еще не видел ни одного инвестпроекта, в котором с самого начала были бы четко прописаны вопросы безопасности и как составная их часть, отдельной строкой, - страхование. Страховать проекты - не моя прихоть, а требование жизни. Не редки случаи, когда возводят, скажем, гостиницу, и все дома вокруг нее начинают трещать. Куда как лучше, чтобы такого рода ущерб компенсировали страховщики, нежели бюджет. И дело не только в выплатах: мы внимательно следим за стройкой. Наш инженер может в любой момент сказать: стоп, стройку остановить - так сваи вбивать нельзя. В общем, страховщики не так бесполезны, как об этом порой говорят.