Новые формулы, старые полюса

3 июня 2002, 00:00

Состоявшийся в прошлый вторник в Италии саммит Россия-НАТО ознаменовал, что альянс из военного блока начал превращаться в политическую организацию.

Все вдруг заговорили о новой формуле НАТО - "18+2", где "два" - определяющая пара, и это - США и Россия. Как бы там ни было, Москва, создав с альянсом общий совет, получила возможность влиять на решение наиболее актуальных вопросов сегодняшней международной жизни. Это прежде всего борьба с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения, контроль над вооружениями, проведение миротворческих операций. Уже на этой неделе в Брюсселе состоится первое заседание совета НАТО-Россия. В нем примет участие и наш Сергей Иванов. К этому времени он уже завершит свой визит в Пекин, где уверит китайских партнеров в том, что военно-политическое сближение России с Западом не отразится ни на стратегическом взаимодействии с Китаем, ни на ВТС.

Пекин официально приветствовал подписание Римской декларации, и тем не менее ряд наблюдателей считают, что китайское руководство в дрожь бросает при одной мысли, что Россия может окончательно превратиться в евро-атлантическую державу. В ответ Китай начинает активно "расширяться на Запад" - усиливает свое присутствие в Центральной Азии, используя для это в качестве легитимизирующей базы Шанхайскую организацию сотрудничества.

Такая реакция Пекина тем более понятна, что сразу после встречи на авиабазе Пратика-ди-Маре о своем намерении вступить в альянс заявила Украина. Владимир Путин на это прореагировал спокойно - заявил, что у него нет претензий к внешней политике Киева. Даже у Александра Лукашенко, встретившегося в прошлый четверг с Леонидом Кучмой, намерение украинцев возражений не вызывает. Правда, белорусский лидер не преминул заметить, что новый формат взаимоотношений России и НАТО может отразиться на связях между странами-членами СНГ.

Опасения, что партнеры по Содружеству начнут ускоряться в западном направлении, минуя Россию, небезосновательны: из всех бывших республик СССР лишь Белоруссия держит дистанцию, все остальные последовательно повышают уровень своих отношений с НАТО.

Вот и возникает вопрос: не идет ли дело к тому, что Запад в целом и НАТО в частности станут более сильным полюсом притяжения для партнеров России по СНГ? Глава МИД РФ Игорь Иванов, выступая перед журналистами после состоявшегося в прошлый четверг совета министров иностранных дел СНГ, сказал: встреча с коллегами из СНГ укрепила его уверенность в том, что страны Содружества будут проводить "консолидированную линию по важнейшим вопросам современности, от решения которых напрямую зависит характер нового миропорядка, формирующегося в настоящее время".

Вопрос лишь в том, что это будет за миропорядок - однополярный, двухполярный или какой-то еще.