Бесполезная амортизация

Екатерина Шохина
3 июня 2002, 00:00

Действующий с 1 января 2002 года новый порядок начисления амортизации имущества для целей налогообложения оказался не в состоянии стимулировать инвестиционную активность предприятий

Двадцать четвертого мая Госдума приняла в третьем чтении ряд поправок ко второй части Налогового кодекса. Одна из них серьезно ухудшает положение крупных компаний-налогоплательщиков, которые теперь не смогут уменьшать налог на прибыль за счет амортизационных отчислений.

Предыстория

Вступившая в действие с января этого года 25-я глава второй части Налогового кодекса РФ "Налог на прибыль организаций" должна была сформировать, по сути, новую инвестиционную политику предприятий. До этого времени основным источником инвестиций для них была льгота по налогу на прибыль, благодаря которой налог сокращался в два раза, что обеспечивало до 60% капиталовложений. После принятия нового Налогового кодекса налоговая льгота на прибыль была отменена и, несмотря на то, что формально ставка налога уменьшилась, сумма, предназначенная для выплат в бюджет, стала значительно больше. "Раньше налог на прибыль составлял тридцать пять процентов, однако с учетом всех льгот предприятия без затруднений могли платить семнадцать с половиной процентов, а после отмены льгот ставка налога для всех стала одинаковой - двадцать четыре процента, - говорит заместитель директора Института макроэкономических исследований (ИМЭИ) Александр Водянов. - То есть фактически получилось, что ставка налога для предприятий выросла".

Понимая, что увеличение налога вряд ли сподвигнет предпринимателей к честным выплатам, государственные чиновники вспомнили о так называемой скрытой инвестиционной льготе - ускоренной амортизации. Чем больше развита инфраструктура предприятия, тем больше амортизационных отчислений оно может делать и тем меньше будет налогооблагаемая часть прибыли.

Новые возможности

До конца прошлого года предприятия проводили амортизационные отчисления на основании Единых норм амортизационных отчислений, утвержденных постановлением Совмина СССР от 22.10.90 N1072.

Однако этот документ уже давно утратил свою актуальность, прежде всего потому, что технические нормы износа по многим видам оборудования за последние десять лет резко сократились. Если раньше, согласно постановлению Совмина, срок амортизации средств копирования и оперативного размножения составлял восемь лет, то теперь срок их полезного использования определяется в пределах от трех до пяти лет. Не говоря уже о компьютерах и технике мобильной связи, о которых в старом законе речи не шло просто потому, что и понятий таких не существовало.

С 1 января 2002 года ситуация кардинально изменилась, был создан новый формат амортизационной системы, который расширил возможность предприятий инвестировать часть прибыли в свои основные фонды. Основных преимуществ новой амортизационной системы два - приведение норм амортизации в соответствие с реалиями настоящего времени и заявительный, а не разрешительный порядок амортизационных отчислений для налогового учета. С нынешнего года налогоплательщик фактически может сам устанавливать срок полезного использования своих основных фондов в пределах законодательных норм. Единственное, что нужно сделать, - уведомить налоговые органы об установленном сроке. Например, деревообрабатывающее оборудование для производства мебели компания может амортизировать по своему желанию пять, шесть или семь лет.

Старший менеджер департамента аудиторских услуг компании "Юникон" Александр Ланцов, правда, считает, что при определении сроков полезного использования средств вообще никаких рамок быть не должно: "Фактические сроки полезного использования основных средств, в соответствии с которыми должны быть определены нормы амортизации для целей бухгалтерского учета, могут не укладываться в эти рамки. В результате остаточная стоимость объектов основных средств в данных бухгалтерского учета не будет отражать физического состояния объектов, что приведет к нарушению требований законодательства о бухгалтерском учете, искажению финансовых результатов деятельности предприятия, принятию неправильных управленческих решений".

Помимо выбора сроков амортизации в соответствии со ст. 259 НК РФ с 1 января 2002 года налогоплательщики могут пользоваться двумя методами начисления амортизации - линейным и нелинейным (ускоренным). Причем выбор метода налогоплательщик осуществляет самостоятельно. Раньше использовать нелинейный метод амортизации для налогового учета было практически невозможно. Теперь предприятия могут амортизировать основные средства в два раза быстрее, чем раньше.

Многие компании с этого года также могут применять к норме амортизации (в том числе и ускоренной) коэффициент "не выше двух". На практике это означает, что имущество можно будет амортизировать в два раза быстрее. Например, если у компании станок со сроком полезного использования десять лет, то при ускоренной амортизации в первый год из-под налогообложения можно будет вывести не 20% вложений, как раньше, а почти 40%.

Такое нововведение особенно актуально для компаний с большой долей амортизации в составе затрат - то есть для крупных предприятий энергетики, машиностроения, агроиндустрии, легкой промышленности, которые постоянно обновляют свои основные фонды. На предприятиях, которые давно не обновляли имущество и оборудование, ускоренная амортизация ситуацию сильно не изменит и прибыли не даст. "Мы практически всю свою прибыль инвестируем в модернизацию производства, даже дивиденды несколько лет не выплачиваем, за счет этого и живем, - говорит председатель наблюдательного совета агрохолдинга "Белая дача" депутат Госдумы Виктор Семенов. - Возможность ускоренной амортизации с коэффициентом 'не выше двух' для нас хорошее подспорье в работе. Однако это может быть выгодно лишь крупным динамично развивающимся компаниям".

Новые проблемы

Все налоговые изменения, сколь бы здравыми ни были заложенные в них идеи, в российской практике зачастую приводят к ухудшению положения налогоплательщиков. Новая амортизационная практика здесь не исключение. Скрытая инвестиционная льгота, похоже, не принесет предприятиям обещанных инвестиций.

Дело в том, что законодатели решили не дать предпринимателям воспользоваться результатами переоценки стоимости основных фондов в 2002 году. Изначально разработчики амортизационной концепции сошлись на том, что амортизационные отчисления как источник финансирования основных фондов формируются исходя из их реальной стоимости на дату вступления в силу 25-й главы НК - на 1 января 2002 года. Решение о необходимости переоценки основных фондов было вполне логичным, поскольку последняя переоценка на предприятиях производилась три-пять лет назад и сегодня стоимость имущества там не соответствует рыночной. К тому же введение в действие новых амортизационных правил подразумевает переписку с чистого листа.

Однако отраженные в бухгалтерском учете некоторых предприятий результаты переоценки настолько испугали государственных чиновников, что они поспешили отказаться от своих предложений и фактически отменить возможность переоценки. "Произведенная предприятиями на добровольной основе переоценка основных фондов увеличила их стоимость в три-четыре раза. Это явно не соответствует действительности. При таком раскладе поступления в бюджет резко сократятся, а предприятия будут незаконно уменьшать налогооблагаемую часть прибыли. Кстати, интересно обратить внимание на то, кто переоценил свое имущество в первую очередь. Это предприятия естественных монополий, прежде всего РАО ЕЭС. Последствия переоценки могут быть очень печальными. Вся прибыль у них будет уходить на амортизацию, и это даст им право поднимать цены на свою продукцию", - сообщил наш источник в Госдуме.

Теперь переоценка основных фондов официально будет возможна, однако, согласно принятым Госдумой поправкам к Налоговому кодексу, ее стоимость будет облагаться налогом на прибыль. Фактически речь идет о миллиардах налоговых отчислений, перекрывающих отчисления по амортизации. К этому приплюсовывается еще и налог на имущество. Вряд ли какая-нибудь компания согласится делать бюджету столь дорогие подарки. По мнению многих экспертов, переоценку произвести надо, но не на добровольной основе, а с учетом инфляции - например, разрешить переоценку имущества не более чем на 20% в год.