Страхование грузоперевозок: в поисках крайнего

Спецвыпуск
Москва, 10.06.2002
«Эксперт» №23 (329)
Многообразие рисков и массовое занижение стоимости при перевозках требуют серьезной страховой защиты груза

Полноценное страхование внутренних и коммерческих импортных грузов - редкость. И дело тут даже не столько в отсутствии финансов у участников процесса перевозки грузов, сколько в недостаточном понимании механизмов страхования. Крупные предприятия-экспортеры, напротив, уже давно поняли все преимущества страхования грузов. Поэтому данный сегмент рынка поделен между несколькими страховщиками, на нем нет конкуренции, а система страхования хорошо отлажена. Другое дело рынок коммерческих перевозок, где грузовладельцы не столь крупны, число перевозчиков и экспедиторов достаточно велико, а страховые компании активно конкурируют между собой. На этом сегменте объемы страховых операций растут быстро, зато качество страховой защиты в большинстве случаев остается низким.

Сложности из-за обилия рисков

Наивный грузовладелец обычно считает, что если он выбрал экспедитора или перевозчика, имеющего полис страхования ответственности, то от всех проблем, связанных с повреждением или потерей груза, он защищен. Разочарование может прийти позже, когда с принадлежащим ему грузом что-то произошло, но ни страховая компания, ни перевозчик не собираются в полной мере возмещать убыток. И дело тут не в том, что его партнеры оказались плохими и нечестными, а в законодательстве, экономических реалиях и невнимательном изучении договора.

Не является панацеей и договор страхования грузов, который может заключить уже сам грузовладелец: в нем тоже есть много незначащих на первый взгляд нюансов, от которых будет зависеть, заплатит ли страховщик деньги в случае порчи или потери груза. Попробуем разобраться в страховой защите процесса грузоперевозки, проследив всю цепочку от производителя до заказчика и оценив все возникающие при этом риски (см. схему).

Предположим, торговая фирма импортирует из-за границы какой-то товар. Полный процесс его перевозки может быть достаточно длительным. В нем могут быть задействованы различные виды транспорта и склады. Поэтому, как правило, грузовладелец, купивший груз, не сам организует различные этапы доставки, а обращается к экспедиторской фирме. Та, в свою очередь, заключает договоры с различными перевозчиками, портами и складами. Если что-то происходит с грузом, то формально ответственным перед его владельцем будет экспедитор. Однако в большинстве случаев должен платить не он сам, а, например, владелец склада, где этот груз сгорел, морской перевозчик, корабль которого утонул вместе с грузом, или автоперевозчик, чей трейлер попал в аварию, водитель разгрузил груз мошенникам или бросил автомобиль ночью на обочине, а в него благополучно проникли воры. Цепочка на первый взгляд понятна: почти всегда можно найти виновного, который возместит ущерб. Классические рекомендации тоже вроде бы просты: потенциальный виновник, будь то экспедитор, перевозчик, владелец склада или погрузчик, должен застраховать ответственность и ни о чем не беспокоиться. Владелец же груза должен дополнительно купить полис на случай, если виновник не будет найден.

Однако, поговорив со с

Новости партнеров

«Эксперт»
№23 (329) 17 июня 2002
Калининград
Содержание:
Калининградский вопрос

Редакциооная статья

Международный бизнес
Наука и технологии
Экономика и финансы
Наука и технологии
Международный бизнес
Наука и технологии
Наука и технологии
Культура
Реклама