Зона российской ответственности

Политика
Москва, 10.06.2002
«Эксперт» №23 (329)
Москва предлагает Индии идти на компромиссы в борьбе с терроризмом - то есть там, где сама Москва на компромиссы принципиально не идет. Это главная причина неудачи миротворческой миссии Владимира Путина в индо-пакистанском конфликте

Прорыва в отношениях между Индией и Пакистаном, ожидавшегося на саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) в Алма-Ате, не произошло: индийский премьер-министр Атал Бихари Ваджпаи не только отказался начать диалог с пакистанским президентом Первезом Мушаррафом, но даже не обменялся с ним рукопожатием, как при их последней встрече в январе. А принятый в прошлый вторник итоговый документ, в котором осуждается терроризм и приветствуется дружба азиатских государств, не более чем благое пожелание. Тем не менее российский президент Владимир Путин охарактеризовал саммит как "очень позитивный сигнал". Действительно, впервые руководители шестнадцати ведущих стран континента собрались в таком формате и с чисто политической повесткой.

Для нас же главное здесь то, что Запад в лице НАТО впервые уполномочил Москву и, через нее, СВМДА заниматься урегулированием столь серьезного - на грани ядерной войны - регионального конфликта. Можно даже предположить, что одновременно с заданием стабилизировать индо-пакистанский конфликт Владимир Путин получил и некий карт-бланш для построения южноазиатского аналога СБСЕ/ОБСЕ.

Идею СВМДА еще в 1992 году представил в ООН президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. "Процесс СВМДА - это долгосрочная работа по созданию современных структур безопасности и сотрудничества, в рамках которых со временем можно будет начать переговоры по разоружению в Азии", - заявил он тогда. Сама инициатива последовала вслед за добровольным отказом Казахстана от статуса ядерного государства, и ее целью было закрепить дальнейший процесс разрядки в регионе по европейскому образцу. В СВМДА вошли шестнадцать стран: Азербайджан, Афганистан, Египет, Израиль, Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Китай, Монголия, Палестинская автономия, Пакистан, Россия, Таджикистан, Турция и Узбекистан. Плюс наблюдатели: ООН, ОБСЕ, США, Япония, Республика Корея, Австралия, Индонезия, Малайзия, Вьетнам и Украина.

Из состава участников хорошо видно, что, хотя СВМДА охватывает большую часть Азии, в нем практически не представлены ни арабские страны (за исключением самой вестернизированной из них - Египта), ни "молодые драконы" АСЕАН. Более того, учитывая, что из всех стран СВМДА лишь Россия входит в "большую восьмерку" и в Совет Россия-НАТО, нетрудно догадаться, что именно ей и предназначено играть здесь главную роль, роль моста Север-Юг. И, конечно же, не случайно, что первый саммит этой организации собрался только сейчас, после событий 11 сентября, - без поддержки Запада Россия, даже вкупе с Китаем, смогла создать лишь Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и к решению евразийских задач такого масштаба, как индо-пакистанский конфликт, вряд ли смогла бы даже подступиться. Подписанная 24 мая в Москве Декларация о стратегическом сотрудничестве России и США, а затем и ратификация в Брюсселе Договора о партнерстве с НАТО одновременно стали и теми предпосылками, которые позволили российскому президенту всерьез приступить к реанимации идеи СВМДА. Согласно прин

Новости партнеров

«Эксперт»
№23 (329) 17 июня 2002
Калининград
Содержание:
Калининградский вопрос

Редакциооная статья

Международный бизнес
Экономика и финансы
Международный бизнес
Экономика и финансы
Экономика и финансы
Наука и технологии
Наука и технологии
Культура
Реклама