Богема-шоу-джаз

Культура
Москва, 10.06.2002
«Эксперт» №23 (329)

Как говорят музыканты, "лучше один раз услышать и увидеть, чем слушать, слушать и слушать". IV фестиваль "Богема-джаз", прошедший во Дворце молодежи с 21-го по 25 мая, дал редчайшую возможность посмотреть и послушать выступления всемирных знаменитостей - Венского художественного оркестра (Vienna Art Orchestra) и Квартета Яна Гарбарека (Jan Garbarek Group) с настоящим качественным джазовым звуком.

Высочайший профессионализм солистов Венского оркестра, уникален - для подготовки к записи новой программы или концертного турне в составе этого коллектива музыкантам достаточно несколько репетиционных дней. Для джаза эта ситуация обычна, но венцы играют не просто джаз. Практически всю музыку, исполняемую оркестром, вот уже двадцать пять лет сочиняет и аранжирует основатель и руководитель этого коллектива, композитор и дирижер Матиас Рюэгг. Его музыка предельно концептуальна. К примеру, исполненная на фестивале программа "дополненного и переработанного" альбома "Art & Fun" (на компакт-диске эта запись вышла в августе прошлого года) состоит из тринадцати композиций, названия которых образуют веселую, почти детскую считалочку об искусстве. Следуя этим стишкам, автор с легкостью переходит из одного стиля в другой: вот духовой оркестр играет в парке ("Art & Fun"), вот пародия на приторный вальс ("Art is Smart"), а это - страстное танго, доносящееся из ближайшего ресторана ("Art Got Drunk").

Усложненные гармонии разложены на партии с потрясающим мастерством, темы выразительны, нестандартны и мелодичны, смены ритмов, размеров и темпов идеально подогнаны под идею и исполнены с невероятной точностью. Чего, например, стоил уникальный эпизод в "Art is Gone", где свинг, как гармошка, сжимался и растягивался, ускорялся и замедлялся! А Рюэгг тихо стоял в сторонке и наблюдал за процессом. Он вообще вмешивался в происходящее очень редко, например, если нужно было ограничить чье-либо соло или дать знак к вступлению.

Особую стильность выступлению оркестра придавал видеоряд с титрами - черно-белое слайд-кино в духе первых картин Бунюэля. Такого джаз-шоу отечественный слушатель еще не видел.

Впрочем, буквально через день на этой же сцене выступал со своей группой знаменитый норвежский саксофонист Ян Гарбарек. Декорации его концерта были намного мощнее и ярче - натянутые полотнища, подсвечиваемые то красным, то зеленоватым светом, создавали образ путешествующего под парусом странника. Спокойная, несколько холодноватая манера игры лидера, мягкий певучий звук сопрано и тенор-саксофона, песенные интонации, несложные ритмы - этот музыкальный язык изобретен Гарбареком под влиянием корневой музыкальной культуры Норвегии. Однако в своем музыкальном приношении саксофонист вспомнил и ирландскую жигу, и балканские наигрыши, и индийские лады. Вырванными из контекста оказались джазовые соло маэстро - старая любовь, с которой и начались занятия саксофоном, осталась все такой же юной. "В свое время я долго учился и постигал то, что делали лучшие джазовые музыканты, а потом понял,

Новости партнеров

«Эксперт»
№23 (329) 17 июня 2002
Калининград
Содержание:
Калининградский вопрос

Редакциооная статья

Международный бизнес
Экономика и финансы
Русский бизнес
Международный бизнес
Культура
Реклама