Налог за пользование властью

10 июня 2002, 00:00

Редакционная статья

Официальные политики бурно рукоплескали очередному бюджетному посланию президента. "Впервые на нашей памяти в документах такого рода сказано о невозможности дальнейшего повышения непроцентных расходов госбюджета", - ликовал советник Андрей Илларионов. В значительной степени новым и революционным, по мнению министра Алексея Кудрина, является требование к правительству решительно улучшить контроль за исполнением бюджета. "Если мы будем продолжать наращивать непроцентные расходы и если деньги эти будут продолжать использоваться неэффективно, мы растеряем все завоевания, которых добились за последние три года", - комментировал депутат Александр Жуков.

Независимые же комментаторы были более сдержанны. Да, подтвержден либеральный курс для всех и курс на порядок для аппарата. Но достаточно ли этого сегодня? Правильно ли, что бюджет опять, как и все предыдущие годы, остается механизмом, обеспечивающим существование самой государственной машины, но не становится механизмом влияния государства на хозяйство, а значит, и на благосостояние граждан страны.

В первых же строках важнейшей части - "Основные задачи бюджетной политики" - президент делает заявку на то, что бюджет обязан стать механизмом влияния. "Бюджетная политика (БП) должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности". "Отлично, - скажет предприниматель и гражданин. - Государство нам слегка поможет". И будет разочарован. Ни в "Первоочередных задачах БП в области доходов", ни в тех же "Первоочередных задачах БП в области расходов", он не найдет указаний на средства, с помощью которых БП выполнит поставленные перед ней задачи.

Пункт первый - рост деловой активности. Самый, кстати говоря, проработанный пункт. Но даже он без жестких акцентов. Да, сказано, что бюджетные расходы больше не должны расти, так как это будет препятствовать снижению налогового бремени. Но где указание на то, что налоговая реформа пока не удовлетворяет требованиям реального бизнеса? Что отмена льгот привела к фактическому увеличению налогового бремени на активно инвестирующие предприятия? Что только в том исключительном случае - с единой 13-процентной ставкой на зарплату, когда государственная машина напрямую учла пожелания граждан и компаний, - послабление сработало? И это надо учесть, возможно, вернуть часть льгот и таким образом активизировать инвестиционный процесс. Ничего подобного в послании нет. Только расплывчатое: "В целях стимулирования легализации заработной платы нужно продолжить совершенствование механизма регрессии при уплате социального налога".

Пункт второй - проведение структурных преобразований. Здесь просто ноль. Какие такие изменения структуры нашей экономики замыслили правительство и президент? Может быть, они хотят развивать несырьевой сектор? А если да, то на чем государство будет делать акцент - на каких-то отраслях или на развитии современной постиндустриальной инфраструктуры, облегчающей жизнь частного бизнеса? Узнать об этом из послания невозможно, равно как невозможно узнать, какие механизмы влияния предполагаются - ранее упомянутые налоговые льготы, государственный заказ, создание специальных фондов? То есть кое-что можно и нафантазировать, читая, например, фразу: "Дальнейшее увеличение отдельных расходов может быть допущено только в целях финансирования конкретных программ..." Но что бы это могло значить?

Пункт третий - обеспечение социальной стабильности. Сюда относится, например, переход к адресной социальной поддержке вместо прежней "по категориям". Но если говорить по большому счету, то абсолютно непонятно, каким образом в бедной стране в отсутствие уже развитых коммерческой медицины, коммерческого образования и коммерческого (не побоимся этого слова) ЖКХ, каким образом в этих условиях, сокращая бюджетные расходы, государство берется поддерживать социальную стабильность?

Завершив формализованный анализ, можно прийти к одному выводу: бюджетная политика вообще и бюджетное послание в частности пока решают не те задачи, которые сформулированы выше, а какие-то другие. Какие?

Мы бы выделили два сообщения - адресованное вовне и внутрь государственной машины.

Первое, для нас с вами, частных наемных работников и нанимателей, звучит следующим образом: "Государство не будет нарочно ухудшать условия вашей жизни, не будет намеренно облагать вас большими налогами. И по мере сил будет помогать бедным, наладив службу их розыска по всей стране. Большего не ждите. Мы абсолютно либеральны, но пока беспомощны".

Второе сообщение - в аппарат, в машину не желающей ни служить, ни властвовать власти, - как это порой бывает у Путина, жесткое и нелицеприятное. "Ни копейки лишней не получите, господа чиновники, пока не научитесь распоряжаться ими во благо страны. Все под контроль. Ни одно бюджетное учреждение не может принимать на себя обязательства, не санкционированные государством".

Не будем передергивать. Не создав квалифицированного и честного аппарата, действительно бессмысленно брать на себя обязательства по проведению структурных преобразований. Но разрыв в качестве реально существующей власти и той, которая требуется для удовлетворения потребностей пока еще быстро развивающегося хозяйства, нарастает с каждым месяцем. Что и показало в очередной раз бюджетное послание.