Налог за пользование властью

Тема недели
Москва, 10.06.2002
«Эксперт» №23 (329)
Редакционная статья

Официальные политики бурно рукоплескали очередному бюджетному посланию президента. "Впервые на нашей памяти в документах такого рода сказано о невозможности дальнейшего повышения непроцентных расходов госбюджета", - ликовал советник Андрей Илларионов. В значительной степени новым и революционным, по мнению министра Алексея Кудрина, является требование к правительству решительно улучшить контроль за исполнением бюджета. "Если мы будем продолжать наращивать непроцентные расходы и если деньги эти будут продолжать использоваться неэффективно, мы растеряем все завоевания, которых добились за последние три года", - комментировал депутат Александр Жуков.

Независимые же комментаторы были более сдержанны. Да, подтвержден либеральный курс для всех и курс на порядок для аппарата. Но достаточно ли этого сегодня? Правильно ли, что бюджет опять, как и все предыдущие годы, остается механизмом, обеспечивающим существование самой государственной машины, но не становится механизмом влияния государства на хозяйство, а значит, и на благосостояние граждан страны.

В первых же строках важнейшей части - "Основные задачи бюджетной политики" - президент делает заявку на то, что бюджет обязан стать механизмом влияния. "Бюджетная политика (БП) должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности". "Отлично, - скажет предприниматель и гражданин. - Государство нам слегка поможет". И будет разочарован. Ни в "Первоочередных задачах БП в области доходов", ни в тех же "Первоочередных задачах БП в области расходов", он не найдет указаний на средства, с помощью которых БП выполнит поставленные перед ней задачи.

Пункт первый - рост деловой активности. Самый, кстати говоря, проработанный пункт. Но даже он без жестких акцентов. Да, сказано, что бюджетные расходы больше не должны расти, так как это будет препятствовать снижению налогового бремени. Но где указание на то, что налоговая реформа пока не удовлетворяет требованиям реального бизнеса? Что отмена льгот привела к фактическому увеличению налогового бремени на активно инвестирующие предприятия? Что только в том исключительном случае - с единой 13-процентной ставкой на зарплату, когда государственная машина напрямую учла пожелания граждан и компаний, - послабление сработало? И это надо учесть, возможно, вернуть часть льгот и таким образом активизировать инвестиционный процесс. Ничего подобного в послании нет. Только расплывчатое: "В целях стимулирования легализации заработной платы нужно продолжить совершенствование механизма регрессии при уплате социального налога".

Пункт второй - проведение структурных преобразований. Здесь просто ноль. Какие такие изменения структуры нашей экономики замыслили правительство и президент? Может быть, они хотят развивать несырьевой сектор? А если да, то на чем государство будет делать акцент - на каких-то отраслях или на развитии современной постиндустриальной инфраструктуры, облегчающей жизнь частного бизнеса? Узнать об этом из п

Новости партнеров

«Эксперт»
№23 (329) 17 июня 2002
Калининград
Содержание:
Калининградский вопрос

Редакциооная статья

Международный бизнес
Русский бизнес
Международный бизнес
Экономика и финансы
Международный бизнес
Наука и технологии
Наука и технологии
Русский бизнес
Международный бизнес
Экономика и финансы
Наука и технологии
Наука и технологии
Культура
Реклама