Как удлинить деньги

Рейтинг
Москва, 17.06.2002
Предложение долгосрочных кредитов продолжает отставать от спроса на них. Ликвидировать разрыв помогают облигационные займы и синдицированные кредиты

Если первые два года после кризиса коммерческие банки предпочитали иметь солидную часть активов в ликвидной денежной форме, то сейчас их активы постепенно становятся все более долгосрочными. Следствием увеличения объема долгосрочного фондирования банков должно стать не только расширение кредитования по продуктовому ряду и отраслевой принадлежности, но и увеличение сроков кредитования.

Однако проблема состоит в том, что банки не могут бесконечно увеличивать срочную клиентскую базу. Ограничены и инвестиционные возможности акционеров и учредителей, которые частично компенсируют недостаток срочных ресурсов путем новых эмиссий и увеличения взносов в уставные капиталы.

Возникла ситуация, когда источники получения срочных кредитных ресурсов близки к исчерпанию. При этом спрос на денежные средства со стороны предприятий и компаний, преимущественно крупных, продолжает расти. Так банки пришли к облигационным займам и синдицированному кредитованию.

Облигационные займы появились именно в тот момент, когда финансовый рынок был готов проглотить их в большом количестве. Они позволили компаниям и банкам привлечь денежные средства на сроки от 180 дней до трех лет. Андеррайтерами по облигационным выпускам выступали не только банки, но и финансовые компании. При этом в выигрыше зачастую все равно остаются банки, поскольку денежные средства, вне зависимости от того, выступает банк андеррайтером или нет, все равно попадают на банковский счет этой компании.

Синдицированное кредитование также является хорошим подспорьем при недостатке у того или иного банка кредитных ресурсов для инвестирования в какой-либо проект. Тогда привлекаются банки-партнеры, с помощью которых нередко удается удовлетворить финансовые потребности компании или предприятия.

Развитие фондового рынка привело к тому, что кредитные организации, имеющие в своем портфеле высоколиквидные ценные бумаги и акции первого эшелона, получили возможность привлекать ресурсы с финансового рынка с помощью операций репо. И эти операции в первом квартале нынешнего года получили широкое распространение.

Гонки по вертикали

Первый квартал 2002 года не принес ничего принципиально нового в деятельность большинства коммерческих банков. Как и в прошлые годы, она отличалась невысокой доходностью, а подчас и просто убытками, сокращением активов и другими весьма неоднозначными событиями, в числе которых и распределение прибыли прошлого года.

Таблица 1, в которой представлены 200 крупнейших банков по величине чистых активов, позволяет увидеть наиболее значительные изменения, произошедшие с российскими коммерческими банками в первом квартале текущего года. Эти изменения особенно заметны по основным финансовым показателям. Так, в первой десятке банков изменения происходят очень редко. Однако в этом квартале значительно "прибавил в весе" МДМ-банк, перейдя в рейтинге с 12-й позиции на 9-ю. А Сургутнефтегазбанк, напротив, "похудел" настолько, что занял в нынешнем рейтинге только 10-ю позицию (8-е место на 1 января 2002 года). Активы

У партнеров

    «Эксперт»
    №23 (329) 17 июня 2002
    Калининград
    Содержание:
    Налог за пользование властью

    Редакционная статья

    Международный бизнес
    Русский бизнес
    Экономика и финансы
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Культура
    Реклама