На днях в подмосковном Реутове прошел VII Всероссийский конгресс СМИ, на котором обсуждались проблемы реформирования медийного рынка страны. Главный тезис, звучавший в выступлениях почти всех докладчиков, - необходимо как можно быстрее повысить доходы российских СМИ, увеличив цены на рекламу. Рекламный рынок России растет быстро. Более того, наша страна - одна из немногих в Европе, где затраты на рекламу устойчиво растут второй год подряд (например, в Великобритании зафиксирован спад на 0,8%, в Германии - на 3,5%, во Франции - почти на 9%). По итогам 2001 года объем рекламного рынка России уже достиг показателя предкризисного 1997 года, составив 1,73 млрд долларов, а в этом году ожидается, что на рекламу в России будет потрачено более 2 млрд долларов. Тем не менее в целом отрасль СМИ остается фантастически убыточной. Сейчас ежегодные доходы наших СМИ составляют около 4 млрд долларов включая средства господдержки, тогда как расходы превышают 10 млрд долларов. Причем такой дисбаланс характерен и для прессы, и для ТВ. Но если на ТВ рекламные расценки можно резко повысить, не опасаясь серьезного сокращения объема рекламы (по мнению главы "Видео Интернешнл" Юрия Заполя, примерно в три раза), просто потому, что на ТВ существует огромный дефицит рекламного времени, то большинству печатных СМИ сделать это будет трудно - в прессе дефицита рекламных площадей не наблюдается.
Может быть, вопреки мировой тенденции в России рекламодатели предпочитают тратить на телевизионную рекламу больше, чем на печатную? Отнюдь нет. По данным Российской ассоциации рекламных агентств, и пресса и ТВ в прошлом году получили от рекламы по 480 млн долларов. Причина в другом. Как показало совместное исследование "Эксперта" и Гильдии деловой журналистики Медиасоюза, депрессия российских печатных СМИ вызвана чудовищной диспропорцией между объемом рекламного рынка и количеством изданий. Наступившая в начале 90-х свобода слова привела к тому, что слишком много предпринимателей решили попробовать себя на рынке прессы, в результате тиражи газет упали в пять раз, журналов - в десять, при том что количество выходящих в России журналов не изменилось, а газет стало даже больше. Сейчас в России выходит более 10 тыс. периодических изданий, тогда как, например, в Польше зарегистрировано всего 59 газет, в Бразилии - 231, в США - 1476, в Великобритании и Японии - по 110. При этом рекламные рынки каждой из этих стран в несколько раз больше российского.
Это выражается в макроэкономических показателях. В 80-х годах доля сектора печатных СМИ (все доходы изданий включая рекламные) в ВВП почти всех стран, причем не важно, развитых или развивающихся, составляла одну и ту же величину - примерно 1%. Например, в 1982 году в ФРГ печать обеспечивала 1,24% ВВП, а в Австрии в 1987 году - 1,3% (ВВП на душу населения в 1982 году в ФРГ был таким же, как в 1987 году в Австрии), в Бразилии - О,89%. СССР не был исключением. Печатные издания в середине 80-х обеспечивали 1,1% валового внутреннего продукта. В 2001 году сектор печатных СМИ обеспечил только 0,46% ВВП России.
Резко сократились в процентном отношении и потребительские расходы на прессу, почти в 3,6 раза. В советские времена мы тратили на газеты и журналы 7,2 млрд долларов в год, что составляло 1,83% от общих потребительских расходов. Сейчас же мы покупаем прессы на 900 млн долларов в год, что едва превышает 0,5% от общих потребительских расходов. Вместе с тем исследование выявило одну любопытную закономерность - среднегодовые расходы на печатные издания в западных странах растут с увеличением ВВП, и не просто растут, а опережающими темпами. У нас опять все наоборот. Исследование стиля жизни среднего класса ("Эксперт", группа Monitoring.ru) показало, что при росте доходов граждан из этой группы на 100% их расходы на прессу вырастут только на 53%. Это означает, что российские газеты и журналы, равно как и содержащуюся в них информацию, потребители не рассматривают как необходимый товар высокого качества.
Ни большинство предпринимателей, инвестирующих в СМИ, ни государство, раздающее миллионы долларов на поддержку сотен изданий, не рассматривают СМИ как бизнес. Для них это скорее инструмент политического влияния. Понятно, что информация в таких изданиях не очень-то и нужна читателям, соответственно, и больших денег за нее они платить не собираются. Выход из этой ситуации есть: предпринимателям необходимо отказаться от субсидирования печатных СМИ, а государству - приватизировать или закрыть большинство убыточных изданий, оставив в госсобственности, скажем, только телеканалы и еще два-три издания, необходимых для публикации законов, постановлений и проч. И если предпринимательская мода на субсидирование СМИ пройдет, видимо, еще не скоро, то решительных действий со стороны государства можно ожидать уже в самое ближайшее время. По словам министра печати Михаила Лесина, необходимо как можно быстрее создать равные условия для конкуренции на рынке СМИ. В противном случае нужно ждать непрерывного роста рекламного рынка в течение еще пяти лет. По расчетам министра, именно такой срок понадобится, чтобы растущие доходы от рекламы полностью покрывали расходы СМИ. Но ждать пять лет в Минпечати явно не собираются. По словам руководителей министерства, сейчас оно прорабатывает с экспертами и депутатами Госдумы несколько законопроектов и постановлений правительства, касающихся выхода государства из уставного капитала ряда СМИ и ограничения количества выдаваемых лицензий на издательскую деятельность сроком на год. Если эта инициатива Минпечати будет поддержана парламентариями, достичь равновесия между масштабами рекламного рынка и количеством СМИ удастся гораздо быстрее.