Мамуту даже не снилось

Рейтинг
Москва, 17.06.2002
«Эксперт» №23 (329)
Назначить банки-лидеры и накачать их бюджетными деньгами - дело нехитрое. Только вот станет ли от этого банковская система мощнее, большой вопрос

Концепция реформы российской банковской системы, представленная компанией McKinsey, бесспорно, заслуживает самого внимательного рассмотрения. Во-первых, потому, что она базируется на богатом опыте консультирования и анализа программ реструктуризации финансового сектора в зарубежных странах, в том числе в ключевых emerging markets. Во-вторых, что не менее ценно, в отличие от подавляющего большинства отечественных стратегий банковской реформы, включая программы как прошлого, так и нынешнего руководства ЦБ, план McKinsey четко расставляет приоритеты, предлагает механизм выделения победителей и проигравших в ходе реформы. Да, этот механизм можно и нужно обсуждать, чем мы и займемся ниже, но уличить консультантов в стремлении никого не ущемить в ходе отраслевой перестройки (а это вернейший признак нежизнеспособной, "бумажной" концепции) никак невозможно.

Трудно спорить и с представленным McKinsey структурированным изложением как недостатков действующей банковской системы, так и идеального ее образа после реформы. Единственная придирка - оценка сегодняшнего уровня риск-менеджмента в российских банках, на наш взгляд, неадекватно низка. Возможно, мы все еще сильно проигрываем ведущим мировым банкам по тщательности и искусности соответствующих процедур, но за последние пять лет практический анализ кредитных рисков в российских банках без преувеличения пережил революцию. И не замечать ее просто несправедливо.

А теперь несколько слов по существу предлагаемой стратегии. Программа "отбора лидеров" от McKinsey, на наш взгляд, практически не реализуема с политической точки зрения в период провозглашения курса на равноудаление олигархов и выхода государства из капитала коммерческих банков. С учетом российской действительности невозможно придумать и обеспечить исполнение процедуры "справедливого" отбора лидеров. Скандальный опыт приватизационных конкурсов и всяческих банковских тендеров стал своего рода визитной карточкой взаимоотношений бизнеса и власти. И ссылки уважаемых консультантов на успешный зарубежный опыт в данном случае совершенно неубедительны.

Предлагаемая модель реформы нарушает хрупкий баланс между концентрацией банковского сектора и конкуренцией внутри него в пользу первой, что в долгосрочном плане отрицательно скажется на эффективности функционирования банковской системы.

Есть и вопросы к самой процедуре отбора лидеров. Ведь после ее проведения у крупных банков-аутсайдеров исчезнут стимулы для дальнейшего развития с целью попадания в "высшую лигу". Или процедура нерыночного отбора/отсеивания будет периодически повторяться? Вот весело будет!

Далее, вовсе не факт, что схема "госинвестиции в обмен на участие в капитале" заинтересует самих собственников крупнейших банков. Скорее, они согласятся уступить пакеты акций иностранным инвесторам.

Наконец, предлагаемый план совершенно не учитывает региональный срез реформы. Обеспеченность услугами, уровень конкуренции и модель банковского рынка сильно разнятся по регионам. Если в обеих столицах и, скажем,

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №23 (329) 17 июня 2002
    Калининград
    Содержание:
    Калининградский вопрос

    Редакциооная статья

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Международный бизнес
    Наука и технологии
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Наука и технологии
    Реклама