Кто реформирует политические институты?

Экономика и финансы
Москва, 17.06.2002
«Эксперт» №23 (329)
Экономические реформы и либерализация хозяйства не должны отрываться от политической базы. Ликвидировать этот существующий сегодня разрыв призваны экономисты

Экономическая ситуация в России находится в, так сказать, "межеумочном" состоянии. С одной стороны, вроде бы все движется в нужном направлении. Рост продолжается, хотя его темпы и замедлились. Постепенно происходит структурная перестройка. Ряд макроэкономических параметров лучше, чем в странах процветающего Запада. Политическая стабильность налицо. Внешнеполитические приоритеты такие, о которых любой инвестор может только мечтать.

С другой стороны, очевидны серьезные проблемы. Несмотря на политическую и макроэкономическую стабильность, инвестиции практически не растут. Иностранные инвесторы интересуются почти исключительно топливно-энергетическим комплексом и связанными с ним отраслями транспорта.

Лучше всего сложившуюся ситуацию характеризует разрыв между процентными ставками по депозитам и кредитам. Если первые давно уже ниже инфляции (отрицательны в реальном выражении), то вторые устойчиво высоки и недоступны для тех, кто готов вкладывать в производство. Нынешние процентные ставки отражают главную особенность российского инвестиционного климата. Речь идет о значительных транзакционных издержках, или, иными словами, об остающихся высокими политических и правовых рисках прямых вложений в нашу экономику.

Признание этого факта заставляет экономических идеологов и экспертов разных политических групп выдвигать свои предложения по решению проблемы. Левые уверены, что не обойтись без резкого расширения роли государства, по своему усмотрению (и, разумеется, "в интересах народа") перераспределяющего ресурсы в пользу приоритетных отраслей. Правые, напротив, настаивают на снижении государственной нагрузки на экономику, на проведении реформ, стимулирующих предпринимательскую активность. Представители большого бизнеса отстраивают свои ФПГ, которые, объединяя финансовые и промышленные структуры, обеспечивают снижение инвестиционных рисков внутри себя (что, впрочем, мало способствует общей инвестиционной привлекательности России). А над всем этим - известное требование президента к правительству быть более амбициозным, обеспечить повышение темпов экономического роста. Отвечая своим идеологическим установкам и указаниям главы государства, все участники дискуссии предлагают принять комплекс законодательных мер в экономической сфере - от дерегулирования и дебюрократизации до ужесточения госрегулирования.

Переломный характер "текущего момента" состоит как раз в ослаблении роли экономических реформ в развитии страны вообще и в развитии ее экономики в частности. До недавнего времени мы были сосредоточены на экономической сфере, слово "реформы" было неотделимо от определения "экономические". И сейчас, когда вопросы инвестиций и экономического роста продолжают оставаться в центре внимания, общественное мнение (и прежде всего политическая элита) привычно обращается к сфере экономического законодательства. Выдвигаются новые и новые предложения, касающиеся того, как бы сделать экономические законы более продвинутыми, более соответствующими чаяниям бизнеса.

Между тем п

Новости партнеров

«Эксперт»
№23 (329) 17 июня 2002
Калининград
Содержание:
Калининградский вопрос

Редакциооная статья

Международный бизнес
Русский бизнес
Международный бизнес
Экономика и финансы
Международный бизнес
Наука и технологии
Наука и технологии
Русский бизнес
Международный бизнес
Экономика и финансы
Наука и технологии
Наука и технологии
Культура
Реклама