Су-35 мешает политическая конъюнктура

17 июня 2002, 00:00

Военно-техническая комиcсия ВВС Бразилии подвела предварительные итоги тендера на закупку 24 боевых самолетов общей стоимостью 700 млн долларов. Новые машины должны заменить устаревшие Mirage-3, летный ресурс которых будет выработан уже к середине 2005 года. Во второй этап конкурса вышли две машины - российский истребитель-бомбардировщик Су-35 производства АВПК "Сухой" и Mirage-2000 фирмы Dassault. А вот американские F-16 из дальнейшей борьбы выбыли. Бразильцы выдвинули жесткое требование: победитель должен рассекретить и передать основные технологии производства самолетов. Американцев это условие не устроило - уже четверть века они не только не делились с покупателями оружия своими секретами, но даже не продавали в Латинскую Америку более или менее современных вооружений.

Второй этап конкурса должен состояться в ближайшие две недели, а контракт с победителем предполагается подписать до конца нынешнего года. Как полагают бразильские военные чиновники, наибольшие шансы на победу имеет Россия. Су-35 - модернизированный вариант истребителей четвертого поколения Су-27 и Су-30 - несколько превосходит Mirage-2000 по ряду летно-технических характеристик (в частности, у него больше радиус действия, что немаловажно для Бразилии с ее огромной территорией). Кроме того, Су-35 намного дешевле, чем Mirage-2000. Каталожная цена нашего самолета - около 35 млн долларов, тогда как французского - почти 50 млн. Правда, у Су-35 есть один недостаток: этот самолет не стоит на вооружении нашей армии (у Минобороны России на него нет денег). В мировой практике тендеров это обстоятельство обычно снижает шансы на победу. Несмотря на то что традиция закупать у изготовителя технику, состоящую на вооружении его армии, стала часто нарушаться (например, массовые закупки Индией и Китаем Су-30, которого нет у наших ВВС), все-таки отсутствие "прописки" Су-35 в российских ВВС может сыграть негативную роль. Впрочем, руководство АВПК "Сухой" надеется компенсировать этот недостаток: Россия готова не только передать технологии производства Су-35, но и организовать его совместное производство.

В случае победы в тендере наша страна пообещала увеличить закупки бразильских товаров (в основном речь идет о сахаре-сырце), а также наладить масштабное сотрудничество с Бразилией в области космоса. Повлияет ли это на решение бразильских властей, пока сказать трудно. Пакет предложений французской стороны не менее заманчив (они тоже готовы выпускать Mirage-2000 совместно). Кроме того, у французов есть одно важное преимущество: Dassault владеет блокирующим пакетом акций бразильской компании Embraer, выпускающей региональные и ближнемагистральные пассажирские самолеты. И хотя во время недавнего визита в Москву президент Бразилии Фернандо Кардозо заверил Владимира Путина, что владение акциями Embraer вовсе не гарантирует Dassault автоматической победы в тендере, российские авиастроители не склонны безгранично доверять господину Кардозо. По мнению гендиректора "Сухого" Михаила Погосяна, несмотря на оптимистические прогнозы по поводу шансов его фирмы выиграть конкурс, "большое влияние на принятие окончательного решения может оказать политическая конъюнктура". А она, что ни говори, благоприятствует французам.