Возвращение блудного режиссера

24 июня 2002, 00:00

Десять лет назад студент Петра Фоменко Иван Поповски поставил спектакль "Приключение" на лестнице ГИТИСа. Замызганный коридор превратился в волшебную камеру-обскуру, в глубине которой мелькали сполохи метафор и призраки персонажей. После "Приключения" на Поповски возлагались необычайные надежды. Но он не торопился их оправдать.

В Москву привозили его "Балаганчик" и "Царь Емельян Пугачев" - умные, правильные, изысканно скучные спектакли. Поповски даже рискнул попробовать себя в антрепризе, но Татьяне Васильевой его эстетские штучки оказались чужды, и в разгар репетиций режиссер был уволен. Еще один шанс подновить свою репутацию гения Ивану Поповски дал Петр Фоменко, и он использовал его на сто процентов. В театре мастера он поставил "Отравленную тунику" Николая Гумилева.

В новом спектакле Поповски не стал ничего выдумывать, просто отшлифовал свои постановочные ноу-хау до нестерпимого блеска. Как всегда, он выбрал декадентскую драму в стихах, где слова норовят воспарить над жизнью. С маниакальным перфекционизмом подогнал шепчущий, задыхающийся, призрачный саундтрек к взмаху ресниц актрисы. Набрал на роли своих старых друзей и знакомых: половина актеров, занятых в "Отравленной тунике", - Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Рустем Юскаев - играли в "Приключении" в тех же амплуа. Единственное, чем за десять лет обогатил свою режиссерскую палитру Поповски, - это приемы из репертуара мага и чародея авангардного театра Боба Уилсона.

Поповски сыграл в свою игру и выиграл ее с первого же хода, с первой разукрашенной аллитерациями строки, упавшей в молчание, как в волшебный колодец. Все, что у Гумилева вызывает улыбку, - коварные евнухи, отравленные туники, навязчивое упоение красивыми топонимами вроде Трапезонда, византийские femme fatale, при ближайшем рассмотрении похожие на Веру Холодную, - в спектакле Поповски смешалось в колдовском вареве из света и звука. Из игры теней, говора струн, шороха песка и лепета воды сотворил Поповски древнюю историю любви и ревности. "Отравленная туника" воскресила полузабытый шарм "Приключения", став самым завораживающим спектаклем уходящего сезона.