О барской любви

Александр Привалов
научный редактор журнала "Эксперт"
24 июня 2002, 00:00

На прошлой неделе руководство страны активно интересовалось делами нашей отрасли - делами средств массовой информации. Во вторник президент принял делегатов всероссийской конференции "Индустрия СМИ: направления реформ" и сделал в беседе с ними ряд важных заявлений. В среду министр печати выступил на самой конференции с тем же кругом идей.

Что же было сказано? Что СМИ - как целое - до сих пор так и не обрели экономической самостоятельности; что неполная урегулированность этой сферы дает поводы для корпоративных скандалов и произвола чиновников; что рекламный рынок непрозрачен и монополизирован, а участие региональных СМИ в доходах от рекламы непропорционально их роли в жизни страны; что в сфере медиа должны быть упразднены все льготы, ибо диспропорции в налоговом и таможенном режимах уже привели к деградации целых сегментов индустрии (речь идет о том, что многие СМИ пользуются зарубежной полиграфией); что государственных СМИ слишком много и должно стать меньше.

(Я сознательно не упоминаю три громких тезиса. Про то, что государство заинтересовано в экспансии российских СМИ за пределы России, не стоит говорить наспех - эта тема достойна отдельного разговора. Про то, как СМИ выработают кодекс благоприличного поведения, не стоит говорить вообще - при той степени нищеты большинства СМИ, о которой в эти дни так часто упоминалось, это утопия, если не фарисейство. Наконец, про то, что Закон о СМИ надо менять, рассуждать рано - пока никто не объяснил, как именно менять.)

Если констатирующая часть тут разумна - разве что не совсем договорена, то постановляющая, на мой взгляд, явно слабее. Опять, похоже, ищем кошелек под фонарем. Нет, для электронных СМИ всс похоже на дело: если отменить дотации общероссийским каналам на передачу сигнала и (или) резко ограничить права дотируемых каналов на рекламном поле, то конкуренция в телеэфире и вправду резко обострится (с непредсказуемыми, впрочем, последствиями для зрителя). Для печатных же СМИ ничего полезного не предложено.

Прежде всего: газет и журналов в стране слишком много. Рынок испакощен прорвой нагло демпингующих изданий, которым плевать на собственную экономику, ибо они дотируются. Издания, дотируемые бизнесом, вредят меньше - и потому, что редко дотируются совсем уж безоглядно, и потому, что мало-помалу выходят из моды. Но издания, прямо или косвенно дотируемые властью, - это чума. Чуть не каждый начальничек регионального, муниципального, субмолекулярного масштаба жить не может без регулярно раздающейся осанны, для чего и издает бесплатную или грошовую (во всех смыслах) газету. Получить в этих условиях от читателя разумную цену за экземпляр настоящей газеты возможным не представляется.

Простак предложил бы навести минимальный порядок в бюджетах - не на свои же трудовые чиновнички валят в Мердоки. Но мы не простаки. Мы вместо этого отменим льготы для СМИ. Что отмена прижмет только частные издания, а власть как черпала на свои цидульки в казне, так и будет черпать, - нам, конечно, и в голову не взойдет. (С монополизацией рынка рекламы - то же самое: простак потребовал бы соблюдения действующих законов, но мы-то не простаки...)

Далее, если президент произнес, а министр подготовил фразу о недостаточной доле рекламного рынка у нестоличных СМИ просто в порядке человеколюбия, - возражений нет, все тронуты. Если же эта фраза предвещает какие-то оргвыводы, то зря. Никакие оргвыводы решительно ничего не дадут, кроме новых поводов для того же "произвола чиновников". Регионы рекламодателям нужны, но серьезная реклама в местную печать не пойдет, покуда она так джинсова и малопрофессиональна. А пока реклама туда не пойдет, издания не могут стать иными. Этот порочный круг может быть разорван, пожалуй, только приходом в эту печать столичного и (или) заграничного капитала, который оргвыводами не затащишь.

А уж о мероприятиях, начинающихся с отмены таможенных льгот, призванных прекратить деградацию отечественной полиграфии, было просто неприятно читать. Наш журнал печатается в Финляндии. Если мы и спорим с типографией о времени, когда мы заканчиваем присылку материала, а она запускает печать, то спорим в терминах часов. С российской типографией, в принципе (увы, только в принципе - по набору оборудования) способной обеспечить сходное качество печати, спор пошел бы в терминах суток. Значит, если вступят в силу запретительные барьеры на пути экспертско-финского сотрудничества, то мы должны будем либо пожертвовать всякой актуальностью, либо придушить свою экономику - а ведь нас никто не дотирует.

Всс, как всегда. Лечим кровотечение из носу наложением жгута на шею. Почему здесь не строят конкурентоспособных типографий? Вот финны - давно облизываются, но строить так и не решаются - почему? Да ровно потому же, почему вообще инвестиции сюда идут с диким скрипом, - потому что предпринимательский климат, как в Оймяконе. Дело дорогое, дело долгое, риск - для иностранца - запредельный. А почему наши олигархи - виноват, промышленные группы - не идут в этот бизнес? Ведь золотое же дно! Сотни миллионов в год, по словам президента Путина, - чего же не берут? А не умеют. Купить за трынку загибающуюся фабричку советских времен в хитром расчете выручить две трынки - это только давай. А построить современную типографию - это нет. Лучше они подождут, пока кто другой построит, да и обанкротят в свою пользу. И власть всерьез собралась им потакать, ломая бизнес как раз тем изданиям, которые, в отличие от большинства, добились экономической самостоятельности.

Власть вообще, по-видимому, не желает замечать, что ключевые проблемы СМИ находятся не внутри медиарынка - это проблемы, общие со всей страной. Власть желает выразить адресную заботу о российских СМИ. Умно говорила фамусовская Лиза: минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. Собственно, почти то же говорит и министр М. Ю. Лесин: "Ни в одной цивилизованной стране мира отношения государства и СМИ не формировались просто"...