Pор-музыка

Святослав Бирюлин
1 июля 2002, 00:00

Самый консервативный московский рок-фестиваль "Крылья" привозит в Москву Игги Попа - человека, способного невольно придать новый импульс панк-движению в России

Фестиваль "Крылья" появился в 2000-м, в один год с "Нашествием". А поскольку изобретен он не форматной радиостанцией с жестким музыкальным цензом, а пивной компанией, изначально он был более свободным в выборе артистов. Перед организаторами не стояла задача раскрутки молодых групп, музыкой которых впоследствии можно заполнять эфир. Все, что было нужно хозяевам шоу, - чтобы как можно больше людей увидели рекламу пива и по возможности употребили его внутрь. Потому никаких новичков без славного прошлого и с сомнительным будущим на "Крылья" не приглашают, за что фестиваль приобрел репутацию консервативного мероприятия.

Два года "Крылья" обходились русскими артистами. Но сейчас российское фестивальное движение изо всех сил пытается стать международным. Вечером 7 июля, после того как все представители русского рок-мейнстрима закончат свои выступления, на поле Тушинского аэродрома появится брутальная звезда американского панка - Игги Поп, который отыграет полуторачасовой концерт.

Игги Поп (настоящее имя Джеймс Ньюэлл Остерберг) родился в 1947 году в США. Еще в детстве его очаровывала не только музыка, но и жужжание отцовской электробритвы, и грохот расположенного по соседству автомобильного завода. Что, безусловно, отразилось на его творчестве.

Первую группу, The Iguanas, где он сам играл на барабанах, Остерберг собрал в начале 60-х, еще учась в школе. Записи группы не сохранились, но ее название закрепилось в прозвище "Игги". Затем под влиянием The Rolling Stones Игги увлекся блюзом и создал эпигонскую группу The Prime Movers - ее век тоже оказался недолгим.

Движимый идеей сделать карьеру солиста, на манер Лу Рида или Джима Моррисона, Игги собрал The Psychedelic Stooges. Группа пользовалась умеренной популярностью у местной публики. Славилась она тем, что использовала в качестве музыкальных инструментов пустые бочки из-под олифы и пылесосы. The Psychedelic Stooges, вскоре сократившие название до просто The Stooges, подписали контракт со звукозаписывающей компанией. По легенде, голос Остерберга чем-то напоминал Джима Моррисона, и представители компании решили рискнуть.

В это время, когда хиппи еще были властителями умов, Игги Поп смотрелся на их фоне как толкиеновский орк среди эльфов. Он выходил на сцену голым по пояс, доводил себя до исступления, бил бутылки и падал спиной на осколки. После концерта окровавленный певец выглядел жертвой гестаповских пыток.

Первый альбом The Stooges вышел в 68-м, второй - в 70-м. Оба альбома впоследствии стали классикой панк-рока, но тогда общественность не проявила интереса к радикальным по тем временам музыкальным экспериментам, и выпускающий лейбл расторг контракт. Усугублялась ситуация тем, что музыканты увлеклись тяжелыми наркотиками. Группа почти распалась. Но ее большой поклонник Дэвид Боуи убедил Игги, полагавшего, что жизнь кончена, попробовать начать все сначала.

Уехав в Англию, Поп записал диск "Raw Power", ставший впоследствии святыней панк-рока. Однако в момент выхода диск опять оказался незамеченным. Упавший духом Игги вернулся в США, где снова призвал на помощь наркотики и алкоголь. Так продолжалось до тех пор, пока певец не загремел в Нейропсихиатрический институт в Лос-Анджелесе. The Stooges распались окончательно.

Когда Игги полегчало, Дэвид Боуи отвез его в Берлин, где помог заключить контракт на две сольных пластинки - "The Idiot" и "Lust For Life". Обе они вышли в 77-м, и в их записи Боуи принимал участие в качестве соавтора и продюсера. Диски продавались хорошо, особенно в Англии, где уже начиналось панк-движение, иконой которого постепенно становился Поп. Он отправился в турне, во время которого был записан концертный альбом "TV Eye Live".

Затем последовали еще три не слишком удачных диска и вышла автобиография музыканта - "I Need More" ("Мне нужно больше"). У Попа едва не случился очередной запой, но именно в этот момент Дэвид Боуи выпустил диск, в который вошла их совместная с Игги песня "China Girl" из альбома "The Idiot", которая неожиданно стала суперхитом. Игги воспрянул духом и выпустил коммерчески успешную запись "Blah Blah Blah". А к 90-му году вышел лучший, по мнению многих, диск музыканта - "Brick By Brick", который стал в США золотым.

В 70-х Игги был непререкаемым авторитетом для всех молодых панк-групп, в 90-х он стал таковым для приверженцев направления "грандж". Его признали отцом панк-музыки и звездой мирового масштаба. Кавер-версии его песен записывали Slayer, Duran Duran, Guns And Roses, REM. Находясь на вершине славы, Поп выпустил альбом "American Caesar".

Игги слегка остепенился, вылечился от дурных привычек и забронзовел. Еще с середины 80-х он начал посещать курсы актерского мастерства и сниматься в кино ("Храбрец", "Ворон-2", "Город ангелов", "Мертвец", "Плакса"). Он участвовал в записи саундтрека к фильму Кустурицы "Arizona Dream", спев несколько песен Горана Бреговича, в частности знаменитую "In The Deathcar". На экраны вышел фильм "Velvet Goldmine" о юных годах Игги Попа и Дэвида Боуи. Роль Игги исполнил Эван МакГрегор. Поп переиздал все старые альбомы The Stooges и записал несколько новых, в том числе "Avenue B и Beat` Em Up."

Итак, в Москве выступит человек, прививший миллионам подростков по всему миру любовь к мусорным бакам и торчащим дыбом волосам. После истории на Манежной площади московские власти настороженно относятся к возмутителям спокойствия. Но Игги Поп уже в летах, хулиганских выходок за ним давненько не наблюдалось, так что о запрете его концерта, как это было с гастролями Rammstеin, речи, конечно же, не идет. Но совершенно очевидно и другое: случись во время выступления Игги Попа в Тушине хоть какой инцидент, это сильно навредит концертной афише столицы.