Научим писать и считать

Армен Мунаян
1 июля 2002, 00:00

Бизнесу надоело жаловаться, что российские вузы готовят не тех специалистов, которые ему нужны, и он сам включился в процесс образования

На пресс-конференции 24 июня руководители телекомпаний ОРТ, РТР, НТВ, издательского дома "Коммерсантъ", журналов "Эксперт" и "Афиша", интернет-издания "Газета.Ру" и Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) объявили о запуске совместного проекта, который называется "Высшая школа журналистики". В этом учебном заведении, которое откроется нынешней осенью, реализуется принципиально новая система образования. Ответственность за подготовку полноценных кадров для российской журналистики здесь делят государство, вуз, будущие работодатели и общественные организации. Участие последних двух и определяет новизну системы.

Никто, кроме нас

Российская система высшего образования очень мало изменилась с советских времен. Министерство образования на базе госфинансирования обеспечивает вроде бы бесплатные места в вузах всем прошедшим конкурс. Поскольку финансирование скудное, то и образование получается так себе, не на уровне. В начале 90-х ситуация слегка изменилась. Параллельно с бакалавриатскими программами появились магистратуры, где за деньги можно получить второе высшее образование. Дело, однако, в том, что магистратуры создавались на базе уже существующих вузов и не могли обеспечить повышенного качества образования, а если что и добавляли, так только скорость обучения (например, на экономфаке четырехгодичная программа прочитывалась в слегка сокращенном варианте за два года).

Чего же не хватало этой системе, если не считать денег? В ней не содержалось главного - обратной связи с потребителем, то есть с бизнесом. Вузы имеют свои программы, бесконечно далекие от того, что понадобится выпускнику в реальной работе. Новые формы обучения, как и новые виды продуктов, обязаны были появиться лишь в тот момент, когда совокупный спрос на них перевалил бы через пороговое значение. Вот он и перевалил. Первыми решились вторгнуться в процесс образования наиболее продвинутые компании медийного бизнеса. И не только потому, что они продвинутые, просто дефицит специалистов, одинаково хорошо владеющих литературным словом и экономическим анализом, у нас наиболее вопиющ. Ведь до сих пор в одних вузах учили писать, а в других - считать. Между тем деловая журналистика играет огромную роль в становлении российского класса предпринимателей.

Основатель издательского дома "Коммерсантъ" Владимир Яковлев десять лет назад говорил, что гораздо проще научить экономиста писать, нежели журналиста - разбираться в экономике. Так что проблема дефицита кадров для деловых СМИ, остро стоявшая еще тогда, до сих пор не решена. Вроде бы учебных заведений, готовящих журналистов, полно, но почему-то качество этой подготовки не отвечает требованиям ведущих СМИ. "У нас только один человек с журфаковским образованием, остальные отовсюду", - говорит главный редактор журнала "Афиша" Илья Осколков-Ценципер.

Между тем в последнее время появилось настолько много бизнес-СМИ, что потребность в грамотных экономических журналистах выросла на порядки. Как следствие, во столько же раз взлетели и цены на них как со стороны медийного бизнеса, так и со стороны пиар-служб бизнеса промышленного.

Каждодневные стенания по поводу нехватки грамотных сотрудников - лишнее свидетельство провалов в отечественной системе образования. Главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев напоминает, что аналогичная ситуация уже имела место в конце сороковых годов. Тогда внезапно выяснилось, что система образования не может обеспечить науку и промышленность кадрами, способными осуществить технологический прорыв. Это побудило ведущих ученых, конструкторов и инженеров пойти в вузы, самим возглавить учебный процесс и подстроить систему подготовки кадров под свои нужды - именно так был создан, например, знаменитый Физтех.

Сегодня происходит примерно то же самое, с той лишь разницей, что система образования более всего пробуксовывает в области общественных наук.

Обратная связь

Итак, медийный бизнес пытается встроить обратную связь в систему советского образования. Как именно? Суть процесса изображена на схеме. Обратим внимание читателя лишь на некоторые моменты.

Во-первых, видно, что встраивание бизнеса произошло органично, без надломов и сверхрасходов. Никто не свергал Министерство образования, никто не пытался создать новый университет с нуля и на голом месте.

Во-вторых, появившиеся среди учредителей магистратуры СМИ привнесли главное - недостающий нынешним вузам профессионализм. Ведь именно представители этих СМИ и будут читать лекции и вести семинары. Таким образом, интеллектуальная и профессиональная мощь преподавания в новой схеме должна быть обеспечена. Кроме того, все студенты Школы уже начиная с первого года будут работать в СМИ - учредителях проекта, то есть будут встроены в систему масс-медиа еще студентами. Мастер-классы будут вести, в частности, такие признанные мастера, как Леонид Парфенов, Ксения Пономарева, Александр Привалов, Максим Соколов, Константин Эрнст.

Понятно, что расходы на создание материальной инфраструктуры образовательного процесса и на оплату дорогостоящих лекторов-профессионалов из медийного бизнеса пока не могут быть обеспечены лишь платой за обучение. Поэтому в схеме появляются спонсоры из немедийного бизнеса. Взамен они получат более образованных и при этом не сверхдорогих профессионалов (например, специалистов по пиару). Наконец, спонсорство приведет и к появлению специализированных и именных стипендий. Кое-кто из известных российских предпринимателей уже готов к этому.

Таким образом, в новой схеме осталась возможность получения бесплатного и высокопрофессионального образования. Ведь на бакалавриат сможет поступить любой абитуриент, имеющий среднее образование. На первых порах количество бесплатных мест, правда, там не превысит сорока. В магистратуре же все места будут платными (3 тыс. долларов в год), однако для лучших студентов предусмотрены стипендии, покрывающие до ста процентов стоимости обучения.

При Высшей школе журналистики российский Медиасоюз открывает и курсы повышения квалификации региональных журналистов. Лекции на этих курсах будут читать звезды российской журналистики и преподаватели Высшей школы. Курсы будут существовать на средства Медиасоюза и спонсоров.

Организаторы надеются, что предложенная ими схема подготовки специалистов будет взята на вооружение другими вузами и бизнес-сообществами, и в этом случае можно будет говорить о реальной реформе российского высшего образования.