О туризме всерьез

Татьяна Гурова
главный редактор журнала «Эксперт»
22 июля 2002, 00:00

Хорошая информационная инфраструктура для предпринимателей, сделавших ставку на турбизнес, окажется сегодня во много раз полезнее самой громкой PR-кампании. И дешевле

В наших головах до сих пор живет множество экономических стереотипов, унаследованных от индустриальной эпохи, с которой мы расстаемся много позднее наших западных собратьев по цивилизации. Спросите себя: что такое серьезный бизнес? И сразу вспомните нефть, газ, алюминий, на худой конец, лес. Серьезные дядьки, занимающиеся этими делами, создают большие корпорации, изрядно унавоживают их деньгами и изо дня в день принимают важные решения, ориентируясь на суперглобальные ценовые тенденции и настроения президентов ведущих держав. Рассуждения же о том, что любая национальная экономика в значительной мере стоит на развитии бизнеса не столь серьезного, а малого и среднего, мы воспримем не иначе, как проявление нелюбимой политкорректности. Ну а если без политкорректности, а просто с цифрами в руках?

К 2001 году экономика России явно дозрела до того, чтобы ее еще не абсолютные, но предельные характеристики стали в большей степени зависеть от потенциала внутреннего рынка. За 2001 год внутренний рынок прирос на 30 млрд долларов. И это уже почти столько же, сколько нефти экспортирует Россия. А дальше (правда, минуя текущий год) может быть и больше.

Но как только мы перебираемся от рынков сырьевых к внутреннему, мы сразу же имеем дело с экономическими субъектами другого масштаба, просто потому, что большинство потребительских рынков сильно дисперсны. Они насыщаются множеством маленьких и средних компаний, принимающих сотни простых решений, ориентированных на локальный спрос и точку зрения максимум местного губернатора и местного авторитета. И дело тут вовсе не в политкорректности, просто экономическая жизнь изначально основана не на фьючерсных контрактах на нефть, а на том, что каждый предприниматель производит некую материальную ценность, пытается продать ее другому и, набираясь опыта (опыт здесь самое ключевое слово), со временем делает это все лучше и лучше.

Рост внутреннего туризма - одно из миниатюрных подтверждений того, что внутренний рынок с его небольшими игроками становится все более важной частью экономики. Возьмем, к примеру, средний класс. В 2000 году за рубежом отдыхали примерно 2 млн семей средних русских и оставили они там 2 млрд долларов. В тот же год в России провели отпуск 4 млн, потратив те же 2 млрд. В 2001 году за границей оставили уже 5 млрд долларов, а в России всего 3,5 млрд.

Но "наелись" быстро. В году нынешнем спрос качнулся в сторону Родины, и наши внутренние туристические субъекты могут ожидать прибавки в своих доходах в размере 2,5 млрд (спрос на внутренний туризм со стороны среднего класса скорее всего вырастет до 6 млрд). Или (вспомним о нефти) примерно одной десятой российского нефтяного экспорта.

Обращение граждан к внутреннему туризму - хороший сигнал. Национальные рынки имеют привычку достигать высокой конкурентоспособности в мире именно тогда, когда существует внутренний спрос. Однако и помощь государства никогда не помеха. Может быть, государству стоит поддержать этот стихийно возникший позитив?

Государство решило, что стоит. Опиралось оно в этом своем решении, конечно, не на внутренние данные, а на внешние. Они авторитетнее. Оно, например, узнало, что, по данным Всемирной туристической организации, начиная с 1998 года туризм вышел на первое место в мировом экспорте услуг. И что экспортируется туризма на 532 млрд долларов, а на долю России приходится всего 1% мирового туристического потока, хотя могло бы приходиться процентов шесть. Осознав все это, правительство на прошлой неделе разродилось концепцией развития туризма до 2005 года. Чем же оно собирается помочь?

За длинным перечнем факторов, препятствующих развитию, как обычно, основную логику уловить трудно. Здесь и образ страны как неблагоприятной для туризма (на первом месте!), и существующий порядок выдачи виз, и, конечно же, бедная материальная база. Исходя, например, из этих трех пунктов можно ожидать, что правительство далее выделит средства на большую PR-программу, наведет страху на департаменты, выдающие визы, и начнет давать кредиты местным властям для развития туристических баз. Но, боюсь, эффективность таких действий будет невелика.

Первое, чем может и должно помочь государство развивающимся рынкам, это создание информационной среды, которая, в свою очередь, поможет людям быстро понять, как это делается сегодня в мире. Причем понять совсем простые вещи - как должен выглядеть современный коттедж, где купить лучшее оборудование, в каких западных школах сервиса можно обучить персонал. Хорошая информационная инфраструктура для предпринимателей, сделавших ставку на турбизнес, окажется сегодня во много раз полезнее самой громкой PR-кампании. И дешевле.