Криминальное чтиво

Елена Слатина
22 июля 2002, 00:00

В российский прокат выходит фильм "Антикиллер" по самой популярной книге середины 90-х. Егор Кончаловский ставит точку в отечественном криминальном кино

Суммарный тираж написанной в 1995 году книги Даниила Корецкого "Антикиллер" составил около 5 млн экземпляров. До сих пор в вагонах метро встречаются люди, увлеченно уткнувшиеся в это криминальное чтиво. "Антикиллер" - обязательная единица хранения в библиотеке не только бывшего уголовника или, наоборот, работника органов правопорядка, но и живущего в ладах с законом мирного строителя или водителя автобуса. Читают "Антикиллера" и женщины - те, кому интересно про брутальных мужиков, которые сначала бьют, потом думают или не думают вовсе, зато все решения принимают без промедления. И которые могут без всяких келейностей "отыметь Натаху за вешалкой".

В "Антикиллере" Егора Кончаловского этой, с позволения сказать, мелодраматической линии нет вовсе. Есть лишь два грустных взгляда главного героя на хорошенькую тур-агентшу и неосуществившееся желание уехать с ней на Кубу. Не захотел Кончаловский "иметь Натаху за вешалкой", и спасибо ему за это. Иначе фильм неизбежно скатился бы в перестроечную тошнотворную пошлость. А так - получился крепкий зубодробительный боевик с побоищами, перестрелками и взрывами большого количества дорогостоящих автомобилей. 1 августа "Антикиллер" выходит в российский прокат.

Про сюжет и любовь к родине

Если вы вдруг не читали первоисточник, то разобраться в сюжете вам будет непросто. Экспозиция занимает чуть ли не треть фильма, и в ней, как в первой серии телесериала, по очереди представляются все действующие лица. Их много, и все со всеми по какой-то причине враждуют и что-то делят. Враждуют потому, что принадлежат к разным бандитским группировкам, делят что-то вроде торгового центра, но причины и суть конфликтов все равно ускользают.

Впрочем, понимать эту суть вовсе не обязательно. "Антикиллер" - фильм действия, экшн. Весьма приличного уровня. Сюжет как таковой не играет здесь никакой роли. Следить интересно только за трюками, взрывами и драками. И, кстати, что для подобных фильмов большая редкость, - за актерами. Народный артист СССР, председатель колхоза и ворошиловский стрелок Михаил Ульянов блестяще играет престарелого вора в законе, который рисует автопортрет и говорит хриповато-свистящим голосом, зажав пальцем артерию. Механик Гаврилов Сергей Шакуров - честного вора, только что откинувшегося с зоны и приговоренного Ульяновым к смерти. А главный отморозок молодого российского кино Гоша Куценко, переигравший всех возможных бандитов, здесь - тот самый антикиллер, милиционер с высокими принципами, который борется за закон и порядок. Всегда задумчивый, сосредоточенный, с принципиальным и жалостливым взглядом провалившихся глаз, Лис, пожалуй, лучшая роль Куценко в кино.

Совершенно беспомощную сценарную основу Егор Кончаловский напитал, во-первых, цитатами из разных известных бандитских фильмов, во-вторых - размышлениями, можно даже сказать философскими, о порядочности, о силе и правде, о дружбе и любви. И то и другое фильм сильно украшает.

Есть у фильма еще одно положительное качество. В одном из интервью Егор Кончаловский произнес такую фразу: "Мне все больше и больше нравится 'Антикиллер', потому что я все меньше и меньше влюблен в Россию и в русского человека". Ну не любит Егор Андреевич свою многострадальную родину за то, что сотрудники милиции выезжают на встречную полосу и вдребезги разбивают Кончаловскому машину, а потом говорят, что он сам виноват, за то, что в лифте его подъезда кто-то справляет нужду, и за прочие дикости, которые никак не перестанут его удивлять. Но сколько бы Кончаловский ни говорил об этой антипатии, в его фильме нет никакой мизантропии и русофобии, свойственной иным патриотам. Несмотря на то что фильм снят по одной из самых чернушных книг и действие его происходит в один из самых чернушных периодов страны, никакой чернухи в нем нет. Что тоже приятно.

Финальный аккорд

Миф о том, что Россия - криминальная страна, потихоньку улетучивается. Российское кино перестало быть криминальным (к примеру, в конкурсной программе последнего "Кинотавра" не было ни одного фильма про стрелялки-убивалки). Фильм Константина Мурзенко "Апрель" критики назвали удачным завершением криминальной темы в российском кино. Появление в 2002 году фильма про то, как, не поделив торговый центр, парни на джипах собрались и друг друга замочили, кажется странным. Егор Кончаловский не раз говорил, что ему интересно снимать жанровое кино. Дебютировал он детективным триллером "Затворник". Теперь вот боевик. Почему именно "Антикиллер"? Видимо, потому, что продюсерам картины в студенческие годы нравилась эта книга. Лавры жирной точки в отечественном криминальном кино достанутся все-таки "Антикиллеру" (появление еще чего-то подобного просто немыслимо), потому что Кончаловскому удалось как бы суммировать все известное о первобытных 90-х, подвести итог, "большое увидеть на расстоянии". И крупный бюджет (около 5 млн долларов) здесь оказался очень кстати - картинка очень достойного уровня.

Зрительскую реакцию в данном случае предсказать очень легко: читали книгу, интересуетесь подобной литературой, любите боевики - останетесь довольны, предпочитаете Кафку, Тургенева и "Репетицию оркестра" - время можно не тратить.