Что делать со спортом?

22 июля 2002, 00:00

Над этим вопросом в России бьются на протяжении уже десяти лет. Однако российский спорт скорее деградирует, чем развивается. Как объясняют нам специалисты, у государства нет денег на масштабные инвестиции в спорт (и вряд ли они появятся в ближайшем будущем). Население неплатежеспособно, и, следовательно, заработать в России на спорте практически нереально. А значит, не будет вкладывать в спорт и частный инвестор.

Действительно, если продолжать рассуждать в рамках подобной логики, рассматривая спорт как сферу исключительно затратную, то ничего путного с ним сделать нельзя. Посмотрим, однако, на эту проблему с другой точки зрения. Совершенно очевидно, что мы до сих пор еще обладаем фантастическим потенциалом для развития собственной спортивной индустрии. В первую очередь речь идет о человеческих ресурсах - о людях, готовых "пахать" ради результата, - и наработанных спортивных технологиях. Мы сидим на золотой жиле, которая может приносить колоссальный доход, но которую почему-то упорно не хотят или не могут разрабатывать.

Возьмем, к примеру, наших ведущих тренеров, обладающих уникальным опытом и методиками подготовки спортсменов. Из-за отсутствия достойных условий работы у себя на родине они вынуждены тренировать за рубежом. Со счету можно сбиться, пытаясь понять, сколько наших тренеров по фигурному катанию работает за пределами России. Почему же не создать им условия для работы в собственной стране? Зарубежные спортсмены, уж если есть такая нужда, пусть приезжают к нам и здесь тренируются, а иностранные тренеры перенимают опыт. За хорошие деньги, естественно, которых вполне хватило бы и на развитие спортивной инфраструктуры внутри страны, и на финансирование тренировок наших спортсменов. И это далеко не единственный способ заработать. Можно, например, создать футбольную индустрию на клубном уровне. Главный аргумент пессимистов состоит в том, что население еще не способно оплачивать такие услуги. Однако давайте считать.

В Москве базируется шесть клубов премьер-лиги - больше трети от общего количества. Готовы ли московские болельщики платить за высококлассный футбол хотя бы по десять долларов за матч? Наверное, да. Ведь выкладывают же московские зрители за билет в кино по 150-250 рублей, хотя еще недавно это казалось невероятным. Пятьдесят тысяч на хороший матч придет? Тоже скорее да, чем нет. Простая арифметическая операция умножения показывает, что доход от этого мероприятия составит полмиллиона долларов - вполне приличные деньги. И это еще не все. Ведь под классных игроков спонсоры охотно дадут денег. Плюс поступления от клубной атрибутики и прочее. Одним словом, игра стоит свеч.

Остается только один вопрос: как обеспечить высокий уровень клубного футбола в стране? Здесь практически один путь - покупка иностранных звезд первой величины (а не заштатных легионеров), этим занимаются все ведущие европейские клубы. На Роналдо, например, зритель уж точно пойдет. Правда, вполне очевидно, что Роналдо к нам сегодня не поедет. Но этого и не надо. Для начала нужно приглашать просто футболистов высокого класса и выстраивать имидж российского чемпионата. А со временем можно замахнуться и на Роналдо. Ведь и в Турцию вначале приглашали иностранных футболистов не первой величины, а сегодня один из лидеров аргентинской сборной Ариэль Ортега не считает зазорным для себя играть в турецком чемпионате. Что мы имеем в итоге? Приличную бизнес-структуру вокруг футбола, турецкие клубы достойно выступают в европейских кубковых турнирах, а сборная Турции на Чемпионате мира-2002 впервые в своей истории заняла почетное третье место. А ведь еще каких-то десять лет назад турецкий футбол влачил жалкое существование.

Еще одна отрасль, которая может приносить приличные дивиденды, - это инвестиции в высокие технологии в спорте. Не везде и не сразу, но российские разработчики вполне могут составить конкуренцию иностранным производителям. Но еще важнее то, что Россия обладает огромным опытом разработки уникальных технологий для подготовки людей (космос, армия и т. п.). На Западе это хорошо понимают. Прежде всего именно по нашему потенциалу в этой области бьют многочисленные в последнее время допинговые скандалы. Можно подумать, что никто не использует спецтехнологий! Нас просто пытаются "посадить на их иглу".

Но какой бы из приведенных примерных проектов мы ни взяли, везде натолкнемся (обязательно натолкнемся!) на главное препятствие - неэффективный менеджмент. Проще говоря, на бюрократию. Идет ли речь о неумении отстаивать интересы российских спортсменов в допинговых и прочих скандалах, о конфликтах с тренерами и ведущими спортсменами, всюду мы столкнемся с этой проблемой. Чиновник не является хозяином, и этим все сказано. Его любимое занятие - с чувством, со смаком делить бюджетные и спонсорские деньги. Более того, ему не нужен хозяин, и он будет сопротивляться его появлению. Поэтому настоящие большие деньги и не идут в спорт, поэтому все эти проекты (как и многие другие) пока не осуществимы. Хотя именно спорт и околоспортивный бизнес вполне могли бы стать одним из важнейших факторов конкурентоспособности российской экономики на мировой арене. Ведь здесь сходятся наиболее перспективные направления развития бизнеса - высокие технологии, человеческий капитал, индустрия зрелищ, реклама. И здесь мы по потенциалу еще в числе лидеров.