Чемпионы уходят, чиновники остаются

Игорь Жаровиков
22 июля 2002, 00:00

Провалы российских спортсменов на крупных международных соревнованиях показали, что система управления российским спортом нуждается в радикальной перестройке. Паразитирующие на спорте бюрократы отчаянно сопротивляются реформе

На прошлой неделе правительство России приступило к рассмотрению предложенного главой Госкомспорта Вячеславом Фетисовым проекта перестройки системы управления российским спортом. Необходимость перемен в этой сфере назрела давно. Неудачи российских спортсменов сразу на двух крупных спортивных состязаниях года - зимних Олимпийских играх и Чемпионате мира по футболу - заставили даже самых больших оптимистов реально оценить то, что происходит в нашем спорте.

Первые признаки отрезвления появились сразу же после Олимпиады. Именно тогда стало ясно, что высокие результаты, которых иногда еще добиваются наши спортсмены, - это скорее подвиг, но никак не закономерность. У нас нет стратегии подготовки чемпионов в условиях новых социальных и экономических отношений, а резервы советской системы развития большого спорта уже практически исчерпаны. Самый логичный шаг - заменить несостоятельное чиновничество от спорта профессиональными менеджерами, которые создадут новую концепцию управления спортом. В феврале-марте главными претендентами "на вылет" были глава Олимпийского комитета России (ОКР) Леонид Тягачев и тогдашний председатель Госкомспорта Павел Рожков. Однако вместо ожидаемой череды громких отставок произошла только одна замена: новым председателем Госкомспорта стал выдающийся хоккеист Вячеслав Фетисов, правда, в замы ему дали все того же Рожкова. Тем не менее появление на чиновничьем Олимпе человека с идеями привело к серьезным потрясениям. Предложенный Фетисовым план реорганизации системы управления российским спортом уже встретил ожесточенное сопротивление. Ведь в результате околоспортивная бюрократия может лишиться своего привилегированного положения, когда она распоряжается спортивными деньгами, судьбами спортсменов и тренеров, ни за что при этом не отвечая.

Все проели

Более-менее успешные выступления наших спортсменов в течение 90-х годов до поры до времени скрывали неэффективное функционирование спортивных структур, ответственных за развитие спорта в России.

За этот год наконец-то выяснилось, что мы десять лет попросту проедали ресурс советской системы - ни в технологии подготовки спортсменов, ни в спортивную инфраструктуру, ни в "спортивный конвейер" (систему перехода из детско-юношеского спорта в спорт высших достижений) деньги практически не вкладывались. В 90-е годы с финансированием спорта разобрались достаточно просто: в 1992 году был создан Национальный фонд спорта (НФС), которому предоставили таможенные льготы, вокруг него тут же образовались соответствующие структуры, которые стали зарабатывать немереные деньги на торговле спиртным и табаком, прибыли были изрядные. Такое "самофинансирование" привело к криминализации всех управляющих спортивных структур. Но далеко не львиная часть прибылей доставалась спортсменам и тренерам - на эти табачно-винные крохи и существовал российский спорт. Естественно, ни о развитии спортивной инфраструктуры, ни о разработке новых технологий тренировок и речи быть не могло. Самое же главное - был нарушен "конвейер" подготовки классных спортсменов. В 1995 году пересох и этот финансовый ручеек - все льготы НФС были отменены, с этого времени российский спорт живет на бюджетные крохи и единовременные спонсорские подаяния.

Все это привело к тому, что освободившиеся от опеки Госкомспорта спортивные организации и федерации, которые обязаны отвечать за вопросы развития спорта в России, в течение последнего десятилетия занимались в основном перераспределением властных полномочий и бюджетных потоков в свою пользу. А попутно и освобождали себя от всякой ответственности за результаты своей работы. Стоило лишь зайти разговору о причинах неудачного выступления российской сборной, как ОКР, Российский футбольный союз (РФС) и прочие федерации тут же вспоминали о своем общественном статусе, закрепляющем их полную самостийность, сиречь неподотчетность.

В нашем спорте сложилась парадоксальная ситуация. Руководители спортивных федераций и всяческих союзов, вроде бы по роду своей деятельности и долгу службы призванные отвечать за благополучие спортсменов, заняты лишь собственными карьерными играми. Мало кого удивляет, что в кресле главы РФС по-прежнему восседает Вячеслав Колосков, невзирая на то, что сборная России по футболу вовсе не может похвастаться в последнее десятилетие особыми достижениями. Аналогичная ситуация и с ОКР. На его персональный состав никоим образом не повлияли печальные итоги выступления российской сборной на играх в Солт-Лейк-Сити. Да чего далеко за примером ходить - вспомним недавнее футбольно-театральное действо по назначению нового главного тренера футбольной сборной России. И дело вовсе не в том, какой Валерий Газзаев тренер. Дело в том, что общественная организация РФС не посчитала нужным учесть мнение "общества" и уклонилась от серьезной дискуссии по этому вопросу.

Руководители отдельных клубных команд, поняв, что благ от чиновников ждать не приходится, сегодня учатся сами зарабатывать деньги. Их клубы тут же стали инвестиционно привлекательными, взять хотя бы московский "Спартак". Конечно, нельзя сбрасывать со счетов, что у этого клуба богатая спортивная история и многомиллионная армия болельщиков. Но ведь есть еще и ЦСКА, и "Зенит", и "Урал-Грейт". Да и бизнес стал вкладываться в клубные команды: кто-то покупает акции клуба (например, Евгений Гинер, который приобрел футбольную команду ЦСКА), кто-то берет команду "на содержание" (связка НТМК-"Уралочка"), кто-то использует команду в качестве рекламоносителя ("Газпром"-"Зенит"). Но развитие клубного спорта существенно отличается от развития спорта в национальном масштабе.

Крупный бизнес, попереживав за неудачи россиян на Олимпиаде-2002 и обидевшись на футбольную сборную России, уже готов даже дать "безвозвратный кредит" на развитие спортивного движения в целом. Единственная проблема - бизнесмены не готовы доверять деньги нынешним чиновникам от спорта, слишком уж "хороша" их репутация, да и кредитная история их оставляет желать лучшего. Понятно, что главная проблема нашего спорта - в порочности сформировавшейся системы, где карьера высших спортивных чиновников никак не зависит от результатов их работы.

Спортивная вертикаль власти

Эту проблему четко осознает новый глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов. Человек, испытавший на себе действие и советской, и западной систем подготовки спортсменов, пытается создать их симбиоз.

Программа председателя Госкомспорта направлена на построение новой спортивной структуры, которую многие уже успели окрестить не иначе как возвращением "советского министерства спорта". Она как раз и нацелена на восстановление того самого пресловутого спортивного "конвейера". В его основе должен стоять детский спорт, без развития которого проблематичны успехи в спорте высших достижений. С этой целью планируется провести "инвентаризацию", чтобы получить точную карту расположения спортивной инфраструктуры по всей территории России (как выяснилось, сегодня об этом никто ничего не знает). В дальнейшем это поможет гибко - в зависимости от наличия традиций и спортивных сооружений в конкретных регионах - культивировать те или иные виды спорта. Для решения задач развития профессионального спорта и спорта высших достижений предложено создать две структуры - Всероссийскую спортивную конфедерацию и Ассоциацию профессионального спорта, которые будут подотчетны Госкомспорту. Кроме того, ведомство Фетисова считает одной из самых приоритетных задач вернуть из-за рубежа российских тренеров, которые сегодня вынуждены работать "против нас". Ведь ни для кого не секрет, что "несогласные" с ОКР и федерациями тренеры чаще всего вынуждены искать счастья за рубежом. Там их знания и опыт умеют оценить гораздо лучше. Вспомним хотя бы о судьбе нашего выдающегося тренера по фигурному катанию Татьяны Тарасовой и о том, что на последних Олимпийских играх в танцах на льду только в подготовке четырех дуэтов из двадцати четырех не были задействованы тренеры и воспитанники советской школы фигуры катания.

Для полноценного контроля за развитием спорта в масштабе всей страны Вячеслав Фетисов предлагает выстроить вертикаль спортивной власти, во главе которой будет стоять совет по физической культуре и спорту при президенте - Госкомспорт будет ему подотчетен.

Чтобы привлечь в российский спорт дополнительные деньги, Госкомспорт намерен лоббировать новое законодательство о спорте. В будущем, по мнению Госкомспорта, система управления национальным спортом должна перерасти в разумный симбиоз: все лучшее от советской спортивной системы плюс западный подход к развитию спортивной индустрии. Первое будет больше распространяться на детско-юношеский спорт, а второе - на профессиональный спорт и спорт высших достижений.

Как полагает Анатолий Бышовец, тренер, приведший в 1988 году футбольную сборную СССР к золотым олимпийским медалям, "для изменения сложившейся ситуации в спорте нужно, чтобы руководители спортивных федераций несли ответственность за результат - только тогда они будут на него работать". По его мнению, как раз подобную систему и пытается выстраивать Фетисов.

Беспокойство олимпийцев

Естественно, что инициативы Госкомспорта не обрадовали ОКР. Там не без оснований полагают, что после реализации инициатив Фетисова полномочия их комитета резко сократятся (на сегодня ОКР руководит спортом высших достижений, фактически ему подчинялись федерации по подавляющему большинству видов спорта, а Госкомспорт отвечает за детско-юношеский спорт, массовый спорт и частично пересекается в вопросах управления спортом высших достижений с ОКР). В интервью "Новой газете" глава ОКР Леонид Тягачев высказался по этому поводу коротко и емко - мол, между строк плана Фетисова легко можно прочесть: "Давайте-ка загоним ОКР туда, куда Макар телят не гонял".

Из более осмысленной аргументации ОКР можно упомянуть два момента. Первый - у него хотят отнять те функции, которые им даны Олимпийской хартией и делегированы МОКом (хотя пока совершенно неясно, каких реально полномочий может лишиться ОКР, речь идет пока лишь об усилении контроля за его деятельностью). Второй - реформы негативно скажутся на подготовке сборной команды России к Олимпиаде 2004 года, так как бизнес, наблюдая разборки между двумя спортивными ведомствами, перестанет заключать спонсорские контракты с ОКР. При этом, по мнению Тягачева, у нас есть все шансы выиграть летние Олимпийские игры, так как по итогам прошлого года представители России в кубках и чемпионатах мира завоевали самое большое число первых мест - 31. Правда, не упустим случая заметить, что перед зимней Олимпиадой в США глава ОКР тоже заверял нас, что наши спортсмены выступят успешно и завоюют восемь-девять золотых медалей. Что из этого получилось - известно всем. Кроме того, если будет построена грамотная и прозрачная система управления спортом, то приток денег скорее только увеличится.

Конечно, в плане Госкомспорта есть слабые места - это и неясные сроки реализации проекта, и множество, как говорят работники ОКР, "неувязок". Впрочем, проекты такого масштаба гладкими не бывают, в них всегда есть некий элемент прожектерства. Противники Фетисова, искушенные в коридорных войнах, постараются этим воспользоваться. Один из функционеров ОКР, пожелавший остаться неизвестным, напрямую заявил "Эксперту", что у Фетисова ничего не получится. Официальное мнение нынешнего спортивного руководства выразил глава пресс-службы Олимпийского комитета России Геннадий Швец, который заявил "Эксперту", что устоявшийся порядок - ОКР, Госкомитет и федерации плюс региональные спортивные организации - вполне достаточная структура на сегодня. Вопрос только в том, достаточная для кого и для чего? Для того, чтобы тихо-мирно "сидеть" на бюджетных деньгах - вполне. А для выстраивания нового "спортивного конвейера" в нашей стране - навряд ли.

Фетисов Вячеслав Александрович родился 20 апреля 1958 года. В прошлом выдающийся советский хоккеист, заслуженный мастер спорта. Воспитанник хоккейной школы ЦСКА. В команде мастеров дебютировал в 1975 году и выступал за ЦСКА до 1989 года. В 1994-м играл за "Спартак" (Москва). В сборной СССР в матчах чемпионатов мира, Олимпийских игр, Кубка Канады и Кубка мира провел 143 матча, в которых забросил 51 шайбу (1977-1996). Чемпион мира 1978, 1981, 1983, 1986, 1989-го и 1990 годов, олимпийский чемпион 1984-го и 1988 года. Обладатель Кубка Канады 1981 года. В 1989-1994 годах выступал за клуб НХЛ "Нью-Джерси Дэвилз", в 1994-1998 годах - в "Детройт Ред Уингз". Обладатель Кубка Стэнли 1997-го и 1998 года. В НХЛ провел 662 матча, забросил 38 шайб. Дважды выиграл Кубок Стэнли. В августе 2001 года назначен генеральным менеджером и главным тренером сборной России на Олимпиаде 2002 года в Солт-Лейк-Сити. На Олимпиаде привел нашу команду к бронзовым наградам, после чего ушел в отставку с поста тренера сборной. С 29 апреля 2002 года исполняет обязанности председателя Госкомспорта России. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, двумя орденами "Знак Почета".